Режиссер своей судьбы. Сергей Литвин о времени, педагогике и хобби
16.09.2024Сорок лет со дня открытия Скидельского государственного колледжа и по сей день трудится в этом учебном заведении Сергей Литвин. Он прошел ступеньки от мастера производственного обучения до директора учебного заведения. А недавно награжден нагрудным знаком Министерства образования «Выдатнік адукацыі». Сергей Литвин стал гостем «Перспективы» и рассказал о педагогике и хобби.
СКУЧАЮ ПО РАБОТЕ
– Сергей Иванович, почему вы решили стать педагогом?
– Я никогда не мечтал им быть. Думал, что стану инженером-конструктором. Еще в 14 лет с отцом-механиком собрал трактор, с 12 лет я за рулем. У меня всегда присутствовали ссадины на руках из-за того, что постоянно приходилось ремонтировать и собирать технику. Я рад тому, как складывается моя жизнь. Благодарен Богу и судьбе – у меня есть любимая работа. Даже в отпуске скучаю по этим шумным коридорам, кабинетам, учащимся, различным мероприятиям и даже проблемам. Я часто посещаю общежития, учебные кабинеты, провожу беседы с учащимися. Считаю себя одним из них, ведь начинал с профтехобразования. Именно в колледже чувствую кипучую жизнь. В недалеком прошлом я постоянно играл с учащимися в футбол, волейбол, настольный теннис. Мне предлагали работу в других местах, но я предан именно своей работе и колледжу. Наверное, это семейное. Отец проработал на одном месте, в совхозе «Скидельский», 48 лет механиком и слесарем. По окончании школы я поступал в Гродненский сельскохозяйственный институт. В то время всем хотелось быть председателями колхозов, агрономами, был очень большой конкурс. К сожалению, провалился на первом экзамене. Поступил в Сопоцкинское СПТУ № 44, дальше – в Пинский индустриально-педагогический техникум. Отслужил в армии. Распределен был в Сопоцкинское СПТУ № 44 на должность мастера производственного обучения, поступил в БИМСХ на инженерно-педагогический факультет. А когда в 1984 году открылось Скидельское среднее профессионально-техническое училище № 199, перешел туда.
– Вам вручен нагрудный знак «Отличник образования». Как это восприняли?
– Это заслуга не только руководителя, но и всего коллектива. Значит, учебное заведение имеет высокий рейтинг, хорошую программу, педагоги соответствуют квалификации, открываются новые специальности, выполняется план набора учащихся, развивается материальная база, хорошее трудоустройство. По рейтингу в прошлом году мы заняли третье место среди профессионально-технический учебных заведений области. Мы готовим специалистов только по востребованным государством профессиям, в этом году конкурс был 5,9-6,2 балла. С этого года мы готовим мастеров производственного обучения и техников-механиков, они получают среднее специальное образование.
– На что вы обращаете внимание при подборе преподавателей?
– Знания и умения приходят, а вот человеческие качества, которые должны присутствовать у педагога, – это либо дано, либо нет. Во время собеседования многое можно прочитать по глазам, видна душа человека. Обращаю внимание на то, что является приоритетом в будущей работе.
– Каким бы вы назвали стиль своего руководства?
– У меня либерально-демократический стиль, к авторитарному прибегаю редко, только если ситуация упущена, а недоработки
вошли в систему. За годы работы я еще никого не уволил и никому не объявил выговор. Нахожу выход из ситуации при помощи диалога. Самое главное, в любой работе должна быть система. Принцип «Разделяй и властвуй» считаю неприменимым в педагогике. Здесь люди творческие. И если обидишь необоснованно, человек может это излить на подростков.
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ
– Многие говорят, что с нынешними подростками сложно…
– Да, в мое время ценились искренность, дружба. И эти приоритеты потеряны. Тогда другой был институт семьи. Недаром в советское время говорили, что семья – ячейка общества, основы воспитания закладывались там. Сегодня много детей-сирот при живых родителях, и меня это очень тревожит. Значит, где-то упускаем. Когда начинал работать, детей-сирот было очень мало, а в 2015-м – 51, сейчас 26. Поэтому надо возвращаться к семейным ценностям. Дети больше времени должны проводить с родителями. Лично я был противником шестого школьного дня, не надо забирать ребенка из семьи. Пускай та же девочка в выходные что-то с мамой приготовит, поможет убрать дом, сын – отцу по слесарному, столярному делу.
– Вы прошли разные ступеньки в колледже…
– В это учебное заведение я пришел в должности мастера производственного обучения в 23 года. А затем мне предложили ставку председателя профсоюза учащихся, в котором находилось 600 человек. Затем я был руководителем начальной военной подготовки. А в 30 лет мне предложили должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, затем заместителем по учебно-производственной работе, директором.
– Как вы находите дорожку к сердцу и душе учащихся?
– К детям должен быть индивидуальный подход. К одним нужно идти с открытой душой, с другими нужно быть на расстоянии, ведь они могут манипулировать твоей добротой. Но это расстояние может сокращаться по мере приближения друг к другу. Когда знакомишься с ребенком, изучаешь и его семью. Если ребенок проблемный, то в 90 процентах случаев ищем проблему в семье. И нужно искать контакт с ней. Если детям нужна помощь, мы всегда идем навстречу, помогаем решить их проблемы, стараемся создать для учащихся комфортную обстановку. Я часто обращаюсь за помощью к работам Макаренко и Сухомлинского.
ОСТРОУМНЫЙ УЧЕНИК
– Интересно, а сами-то вы каким были учеником?
– Я был хорошистом, не по годам остроумным мальчишкой, мог аргументировать свою точку зрения. А еще меня с детства называли Левитаном: любил выступать, читать стихи, тем более что голос был грубым. Входил в лучшую пионерскую дружину в районе, был там барабанщиком. И мы с трубачом и флагоносцем часто ездили на мероприятия.
– Наверняка и любимый учитель у вас был?
– Учитель русского языка и литературы Людмила Ивановна Жук. Она привила любовь к литературе. Я могу около двух часов цитировать стихи различных авторов. У меня хорошая память. Я могу цитировать Брюсова, Пушкина, Есенина, Высоцкого и многих других поэтов… Люблю и белорусских писателей. Когда-то в Санкт-Петербурге россияне сказали мне, что белорусский язык грубый. В ответ прочитал им стихотворение «Пахне чабор» Петруся Бровки. И они были восхищены нашим родным белорусским языком. Часто читаю стихи на различных мероприятиях, при встрече с коллегами, родным и друзьям. К примеру, к 8 Марта всегда подбираю новое стихотворение для женщин нашего коллектива.
ЖЕНА, ДРУГ, КОЛЛЕГА
– Есть ли в вашей семье еще педагоги?
– Супруга Елена Фоминична Литвин. Мы познакомились с ней в нашем учебном заведении, будучи молодыми специалистами. Поженились на День Победы в 1986 году. Специально выбрали эту знаменательную дату. Вырастили прекрасных умных дочерей, есть внуки.
– Сложно ли работать вместе с супругой в одном учреждении?
– Наше учебное заведение изначально «на семейном подряде». Там работало много супружеских пар: Салеи, Познанские, Полукошко, Лойши, Вертинские, Олексюки, Воронцовы… Если в семье взаимопонимание, согласие, любовь, общие взгляды, жизненные принципы, подходы к работе, то какая разница, в одной ты организации работаешь или нет. Невозможно дома не думать о работе. Да, споры есть, но они никогда не перерастали в скандалы. Мы всегда находили общий знаменатель. Я эмоциональный человек, а супруга более уравновешенный. Она – мой идейный помощник, друг и коллега.
– У вас есть место силы, где отдыхаете душой?
– Это родительский дом в Глинянах. Он находится на берегу Спушанки. Место очень красивое: растут черемуха, жасмин, сирень, ольха… Поют птицы, квакают лягушки. Здесь я получаю заряд бодрости и вдохновения, отдыхаю душой. Ведь это земля моих предков, там я родился и вырос.
Источник: https://proregion24.by