РУС БЕЛ ENG 中文

Дороги, которые мы выбираем. Что представляет собой белорусская система высшего образования?

12.07.2024
Дороги, которые мы выбираем. Что представляет собой белорусская система высшего образования?

 

Сказано

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

– Всегда волнуюсь, когда встречаюсь с молодежью. Всегда думаю о том, как вы воспринимаете нашу политику. Есть разные мнения, разные понимания жизни, но моя мечта в том, чтобы вы правильно оценили и правильно восприняли то, что сейчас происходит.

На церемонии награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования, 28 июня 2024 года.

Говорим о нашей молодежи. О ее настоящем и будущем. 

Об образовании и прививаемых ценностях. В Беларуси стартовала вступительная кампания в вузы, а параллельно вчерашние студенты сдали госэкзамены, защитили дипломы и сделали шаг навстречу взрослой жизни. В минувшую пятницу в стране прошел общереспубликанский выпускной. Чего ждать молодому поколению и какие перспективы открываются перед ними, как государство поддерживает престиж высшего (и не только высшего) образования и на что наши вузы делают упор – читайте в нашем материале.

Каждому по потребностям

Белорусская система образования благодаря политике государства и ­­Президента не шарахалась из стороны в сторону, а развивалась, эволюционировала на основе советских традиций, но главное, следуя интересам прежде всего отечественной экономики. На этот факт обращает внимание депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:

люди05-795x530.jpg

– Мы с вами прекрасно помним, сколько раз нас пытались направить то в сторону Болонской системы, то еще по какому-либо западному варианту, которые не специалистов по экономике плодят и патриотов растят, а готовят молодежь, которую потом можно будет использовать, в том числе за пределами государства, а следовательно, вымывать кадры. То, что мы не пошли по этому пути, а строим свою систему на основе советской системы подготовки специалистов, отражается в том числе на качестве. 

Не Министерство образования определяет, каких специалистов и в каком количестве будут готовить в системе высшего образования. Этот заказ делает Министерство труда и соцзащиты совместно с другими профильными ведомствами, которые, собственно, и являются потребителями данных кадров. То есть мы исходим от жизни: от того, что будет необходимо нашей стране, скажем, через пять лет. А значит, огромная ответственность ложится на все заинтересованные органы, чтобы они качественно просчитали необходимое количество конкретных специалистов.

Парламентарий отмечает еще один важный аспект: каждому молодому специалисту гарантировано трудоустройство. Мало того, благодаря предпринятым государством мерам все они будут востребованы в нашей стране.

– Все это разительно отличает нас от западной либеральной модели. Мы знаем, что в среднем по Европе до 30 процентов ребят – безработные или же вынуждены работать не по профессии. Получая специальность программиста, инженера, они работают официантами либо же в других сферах обслуживания, – напоминает ­Сергей Клишевич. – Естественно, это не приносит счастья ни тому человеку, который мечтал заниматься программированием, а занимается развозом пищи, ни в целом государству. Государству важно, чтобы люди двигались к своей мечте и себя реализовывали. Если этого не происходит, в стране начинаются проблемы. В Европе мы наблюдаем постоянные митинги, забастовки, шествия, недовольства… Возрастает террористическая угроза, так как молодежь неустроенна и не видит своего будущего. А следовательно, становится легкой жертвой для всевозможных экстремистов.

Социальное партнерство

Одна из ключевых задач университета – выявить, раскрыть и всесторонне реализовать потенциал студента к будущей трудовой деятельности по выбранной специальности, подчеркивает первый проректор  Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Александр Каревский. При этом важный фактор эффективной практической подготовки – тесное взаимодействие вуза с заказчиками кадров, а также вовлечение их в образовательный процесс. Купаловский университет такую работу выстраивает через социальное партнерство, которое рассматривается как часть общегосударственной социальной среды: интересы заказчика кадров должны быть интегрированы с интересами органов государственного управления, абитуриентами, студентами и обществом в целом.

Каревский.JPG

– Наиболее яркий пример сложившегося социального партнерства – взаимодействие нашего университета с Гродненской региональной таможней и Главным управлением образования Гродненского облисполкома. В рамках него студенты имеют возможность детально познакомиться с будущим рабочим местом, элементами корпоративной культуры, традициями и особенностями профессиональной деятельности еще на этапе обучения.

Ежегодно около 90 процентов выпускников Купаловского университета выбирает в качестве первого рабочего места организации и предприятия Гродненской области, тем самым подтверждая тезис «Сильные регионы – это сильная страна». Многие из них продолжают обучение в университете и получают углубленное высшее образование в магистратуре.

Патриотизм нужно воспитывать

Наряду с образованием молодого поколения неразрывно идет его патриотическое воспитание. И если специалиста можно подготовить, то научить человека любить и уважать Родину нельзя, считает депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Михаил Оксенюк. Эти чувства можно только привить, показывая на своем примере их важность и значимость. Тогда ребята будут искренне благодарны стране и за полученные знания, и за путевку во взрослую жизнь. 

mkvh6uy18f649tuz7vjlb8t45h0b1vci.jpg

– Есть известное выражение: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». Если не мы воспитаем нашу молодежь, это обязательно сделает кто-то другой, кто потом будет использовать наших детей в своих корыстных целях. А нам придется пожинать эти плоды. Мы уже видели попытки навязать нашей молодежи враждебные установки, привить им чужие ценности и мораль.

Проблема, приобретающая все больший масштаб, – формирование в обществе престижа нематериального труда. Одно из основных качеств белорусов, которое заложено у нас на генетическом уровне, – трудолюбие. У нашей молодежи это качество пытаются искоренить, навязывая им свои ориентиры. Среди них – отрицание важности получения высшего образования. 

– Им говорят: вам не нужно учиться, а потом не нужно работать. И дети начинают заниматься тем же блогерством, думая, что это их счастливое и стабильное будущее. А другие страны, та же Польша или Литва, зазывают наших ребят к себе на учебу. Только они не готовят специалистов точных наук – они готовят гуманитариев, чтобы вкладывать в их сознание заведомо ложные ценности. 

Кадровый резерв

Депутат Палаты представителей, лидер Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич, говоря о воспитании молодежи и о том, выполняют ли вузы поставленную им по этому поводу задачу, подчеркивает: мы справляемся!

oleg-gaydukevich6-24-06-2024-1024x683.jpg

– Я смотрел на выпускников Академии МВД, Военной академии. На выпускников БГУ, пединститута, аграрного и других вузов. Молодые, сильные, патриоты! Просто красавцы! Элита страны, ее будущее. 

Наши люди, которые отучились уже после событий 2020 года. Они любят Беларусь, они с удовольствием пойдут работать на ее благо. В будущем они возглавят различные министерства, ведомства, будут управлять, решать судьбу страны. Они пойдут на президентские выборы в 2025 году, 2030‑м, 2035‑м. Поэтому им и нужно уделять такое внимание. Ведь именно от них зависит, сохранится ли то, что мы сделали за эти годы, с момента обретения Беларусью независимости. Поэтому, глядя на прошедший выпуск, я оптимистично смотрю в будущее: с такими ребятами страну мы сохраним. 

А желание других стран зазвать к себе наших выпускников – яркое подтверждение высоких стандартов белорусского образования. Но все-таки ничего и никогда не заменит Родину. Ты нигде так не нужен, как в своей родной стране. Ты делаешь вклад для внуков, правнуков, это все останется. А Запад хочет забрать наших специалистов – и поляки, и литовцы – в силу того, что у них отток, население уезжает. Но там не переживают за наших людей, не хотят для них хорошего будущего. Им надо только, чтобы наши специалисты работали в их интересах. Только вот когда они перестанут быть нужными, их просто выкинут. Такое тоже возможно. Нам хватит самих себя пинать. Надо гордиться. Нужно понимать, что у нас очень много того, что мы делаем лучше, чем другие страны.

Цифры и факты

Андрей Иванец, министр образования:

andrey-ivanets33-15-03-2024-1024x683.jpg

■ В этом году у нас более 5,6 тысячи заявок от реального сектора экономики на подготовку целевиков, это более чем на тысячу больше, чем в прошлом году. Это еще раз подтверждает высокий спрос на подготовку специалистов по целевой форме обучения у заказчиков кадров.

■ Те ребята, которые будут поступать на целевую форму подготовки, должны иметь средний балл аттестата не менее 7, это очень важное нововведение. Мы должны понимать, что целевик – это не только мотивированный абитуриент, но и хорошо подготовленный выпускник школы. Безусловно, это не коснется специальностей, которые входят в перечень наиболее востребованных экономикой, но вместе с тем и там будет организована соответствующая работа на самом высоком уровне.

■ По всем специальностям должен быть обеспечен конкурс для заказчиков кадров. Простым языком говоря, если предприятие заказало себе 10 целевиков, то на экзамен должны прийти не менее 11-12 человек, чтобы состоялся именно конкурсный отбор, но опять-таки это не коснется тех ребят, которые будут поступать на специальности из перечня наиболее востребованных экономикой. Там достаточно конкурса в том количестве мест, которое будет заказано для целевиков.

■ На каждого выпускника нашего университета либо колледжа – две-три заявки заказчиков кад­ров. Фактически идет борьба за этих выпускников. С одаренными ребятами выстроена индивидуальная профессиональная траектория: не только образовательная, но и выбор последующего места работы. 
 
Источник: https://grodnonews.by
поделиться в: