Приучают к труду: как работает учебно-опытный участок Индурской средней школы
20.06.202420 июня 2024 Образование
На учебно-опытном участке Индурской СШ чаруют своим сладким ароматом розы. Набирают вес в теплице гроздья помидоров. А в огороде к солнышку тянется капуста. Под растениеводство отведена небольшая территория, но она приносит огромную пользу для развития детей. При этом их интеграция в сельский уклад жизни и профессии на земле включает целый список мероприятий.
Модно и разумно
В свое время создание учебно-опытного участка у здания Индурской СШ инициировал бывший директор Михаил Макарчук. Переняла эту традицию его преемница Валентина Наседкина.
– Эта задача перешла ко мне, – рассказала нынешний директор школы Виктория Новогродская. – В течение учебного года огородничество непосредственно курирует наш математик Наталия Гончаревич. С ней многим педагогам и детям интересно что-то выращивать. Для меня как уроженки города было удивительно, что некоторые сельские ребята в школе учатся держать тяпку в руках, потому что дома их не приобщают к огороду. Уметь ухаживать за растениями – важный навык для жизни. Пусть даже в будущем он пригодится лишь для горшков с домашними цветами. Да и работа на земле воспитывает самостоятельность и трудолюбие.
От практики к бизнес-компании
В теплицах учреждения красуются розы, помидоры, перцы, огурцы и капуста (ее же поместили в открытый грунт). На пришкольной территории растут бархатцы и герань. Обычно весной дети высаживают клумбы и грядки, а летом за ними ухаживают ребята с 5 по 8 классы. Но к традиционному укладу в последние годы прибавилось образовательное ноу-хау страны – школьная бизнес-компания.
– Эта внебюджетная деятельность дает учащимся первые практические навыки предпринимательства и управления, а также помогает определиться с профессией, – поделилась Виктория Чеславовна. – Чтобы успешно запустить бизнес-компанию, учреждения среднего образования выбирают те направления, в которых они сильны. Например, мы ежегодно выращиваем рассаду помидоров и перцев, этой зимой занялись еще цветочной. Весной продаем сеянцы.
В ряды аграриев
Что касается профориентации, то в этом плане налажено круглогодичное взаимодействие Индурской СШ и СПК имени Деньщикова. Сельхозпредприятие поддерживает школу и материально. Так, хозяйство собственными силами на 80 сотках высадило картошку и весь сезон обрабатывало поле, а осенью школьники с педагогами собирали клубни из-под копалки. Школьное овощехранилище после переборки пополнилось почти 16 тоннами продукта, что удешевило питание детей.
Также в СПК есть фруктовый сад площадью почти 3 гектара, закрепленный за школой согласно проекту «Сад надежды». Там учащиеся помогают ухаживать за кустами смородины и яблонями, собирают яблоки. Дети помладше приезжают на экскурсии. Все ребята приобщаются к профессии растениевода и агронома, взвешивают, подходит ли им это дело.
Прямо сейчас работает летний лагерь труда и отдыха. Отряд из 20 учащихся трудится в местном СПК. А десятиклассники проходят летнюю производственную практику по специальности «тракторист-машинист».
– Это важная часть профподготовки водителей колесных тракторов. Ведь будущих механизаторов надо искать еще со школьной скамьи, – считает Виктория Новогродская. – По достижению 18 лет им выдадут водительское удостоверение.
Лесными тропами
В Индурской СШ действует и объединение по интересам «Зеленая школа» для детей от 14 лет. Они изучают флору и фауну Беларуси, проводят для младшеклассников экскурсии по территории школьного дендрария, участвуют в слетах юных лесоводов, регулярно отправляются на экскурсии в Индурское лесничество. Там лесничий знакомит ребят со всеми процессами, которые есть в лесу, – от природных до лесозаготовки.
Ежегодно в программу предмета «Общественно полезный труд» включают посадку леса. Весной ребята посадили свыше 9 гектаров. Задействовано было порядка 40 учеников, достигших 14 лет.
– Любой контакт с природой несет позитивный смысл, – подытожила директор Индурской СШ Виктория Новогродская. – Так дети начинают больше ценить родную землю, приучаются к бережливости и аккуратности.
И неважно, какую профессию они в итоге выберут, но ценностный фундамент их работы будет заложен еще в школе.
Источник: https://proregion24.by