Как следует готовиться к ЦЭ и ЦТ
20.05.2024Совсем скоро одиннадцатиклассников ждут выпускные и одновременно вступительные испытания. Экзамены покажут, насколько ответственно ребята подошли к этому важному этапу в своей жизни. Какой должна быть подготовка к ЦЭ и ЦТ, чтобы добиться в час «икс» наилучших результатов? Мы поговорили об этом со знающими людьми.
На все 100
Выпускник Межисетской средней школы Могилевской области Захар Панфилович в прошлом году набрал максимально возможные 400 баллов. Золотой медалист, неоднократный победитель республиканских олимпиад по географии — заслуг у парня немало. Во время вступительной кампании он тоже блестяще себя показал и сдал все экзамены — ЦЭ по русскому языку и математике и ЦТ по английскому — на 100 баллов каждый.
— Залог успеха в том, чтобы заранее определиться с направлением, в котором планируешь двигаться, — считает Захар. — Я выбирал между IT и экономикой. Увлечение обусловлено большим интересом к математике, а также написанием программ и созданием сайтов в качестве хобби. Хотелось найти специальность, которая объединила бы в себе эти сферы. Так я пришел к «экономической информатике» экономического факультета БГУ.
По словам молодого человека, раньше всего (в середине 10-го класса) он подналег на математику:
— Довольно трудоемкий процесс. Чтобы сдать этот предмет хорошо, одного года подготовки недостаточно. Понятно, все зависит от результата, на который человек рассчитывает. Я всегда ставил себе высокие планки, поэтому математику не запускал и, по сути, в конце года аккумулировал свои знания и тренировал руку на тестах. В основном решал задания по сборникам ЦТ. Видя пробелы по каким-то конкретным темам, выполнял задания по ним отдельно. А вот к русскому и английскому языкам начал готовиться перед 11-м классом, упор делал лишь на тесты. Готовился без репетиторов — в школе были сильные педагоги, плюс занимался самостоятельно.
Любить и понимать
Учитель физики Инесса Хвалько выпустила из-под своего крыла не один десяток олимпиадников. Благодаря ей многие выпускники средней школы деревни Большие Мотыкалы Брестского района сдают ЦЭ/ЦТ по этому предмету. К слову, с 8-го класса здесь появляются предпрофильные классы, а с 10-го — профильные, где ученики имеют возможность углубленно изучать физику.
— Какой смысл от зазубренных формул? Если ребенок понимает, что стоит за цифрами, буквами, предмет ему будет интересен, — уверена педагог. — 7—8-е классы построены на том, чтобы дети умели разбирать условие задачи: что дано, как это записать, что необходимо найти. Все мои ученики к 9-му классу умеют переводить единицы измерения. А знакомиться с тестовой формой подготовки ребята начинают с 8-го класса. На тестировании важную роль играет время: пока один будет тратить драгоценные минуты на переводы единиц измерений, другой уже перейдет к сути задачи.
У Инессы Степановны своя специфика работы с учениками, сдающими ее предмет:
— Мы решаем все в школе, на дом задания ребята не получают. У нас в неделю шесть часов физики — этого достаточно. Понятно, что дома дети все равно берут в руки и тесты, и учебники. Приходят ко мне, если возникают вопросы по задачам.
На репетиционные тестирования ученики Инессы Степановны начинают ходить с 10-го класса. Раньше нет смысла, полагает педагог:
— В это время предпрофильные классы преобразовываются в профильные и все мои десятиклассники спокойно сдают тесты не менее чем на 60 баллов. Именно на эти баллы у них пройден материал. При этом они не решают то, что не знают. Угадывание в физике не приветствуется.
Вот уже несколько лет в школе работает кружок «Физика для инопланетян». Здесь Инесса Степановна собрала ребят с 7-го по 11-й классы. Упор делается на эксперименты:
— Для того чтобы ребенок решил задачу, порой он должен проделать то, что в ней требуется на практике. В 7—8-м классе у детей еще не хватает математического аппарата, чтобы выполнить задание. Зато они понимают, как все устроено. И придя в старшие классы, без труда справятся с задачей.
Есть у педагога и своя стратегия, приводящая ее учеников к высоким баллам на тестировании. Секрет прост: решать все подряд. Так они и делают на занятиях.
— На тестировании важно быстро решить задачу. Для этого надо уметь моментально переключаться между темами. Начинать сдавать тест стоит с заданий, которые даются легче, и затем уже переходить к более сложным. Если не поняли условие, значит, идем дальше, не трогаем эту задачу, останется время — вернетесь. И так несколько кругов, — советует преподаватель. — Секрета успеха здесь никакого нет, необходимо просто много нарешать. Если за спиной будут сотни решенных и разобранных до последней ошибки задач, то и результат теста порадует.
ОФИЦИАЛЬНО
В Беларуси создана государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения всех этапов вступительной кампании в 2024 году, включая централизованный экзамен в рамках итоговой аттестации за курс средней школы. Соответствующий Указ № 194 подписал 10 мая Президент Беларуси Александр Лукашенко, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.
Председателем комиссии назначен заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко, а в ее составе — представители Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, органов государственного управления, контролирующих органов и общественных организаций.
Реализация указа позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования, принимать в случае необходимости оперативные меры реагирования для исключения нарушений законодательства.
Заместитель начальника Главного управления дошкольного и общего среднего образования — начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова отмечает, что для успешной сдачи экзамена достаточно освоить содержание учебных программ:
— Тесты для проведения ЦЭ составлены на основании учебных программ. Таким образом, подготовка к ЦЭ осуществляется в период всего времени обучения в учреждении образования. Между тем по всем учебным предметам предусмотрено время для повторения материала. Кроме того, по запросу учащихся подготовка к ЦЭ осуществляется на факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях. Необходимо отметить, что такие занятия проводятся за счет часов учебного плана и для учащихся являются бесплатными. Анализ подготовки ребят к ЦЭ показал, что факультативные занятия посещают 57,5 процента одиннадцатиклассников, стимулирующие и поддерживающие — около 66 процентов.
В некоторых школах проводятся платные занятия по подготовке выпускников к тестированию. По словам Ирины Каржовой, их посещают около 25 процентов выпускников. В этом случае учреждение образования заключает с законными представителями договор, которым определяются условия проведения занятий, в том числе их стоимость.
Источник: https://www.sb.by