Путь к успеху, или Как помочь ребенку в выборе профессии
09.04.2024Выбрать профессию по душе, да так, чтобы она была востребована и приносила не только удовольствие, но и материально обеспечивала, — задача не из простых. Особенно в наше нестабильное время.
Главным фактором в выборе подростками профессии является позиция родителей. У них есть определенные представления о характере и склонностях детей, они способны подтолкнуть подростка к осознанному выбору, создать у него ощущение, что сделанный им выбор профессии — это его самостоятельное решение, его профессиональное самоопределение. Поэтому именно родителям принадлежит ведущая роль в профессиональном самоопределении подростков.
Данный материал представлен из опыта работы с замещающими родителями, одна из задач которых состоит в том, чтобы оказать качественную помощь подопечным в вопросах выбора профессии. При этом родители должны помнить, что последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны для подростка, ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.
Кто должен нести ответственность
за выбор профессии — родители или дети?
Ответственность — качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и выполнять их без всяких принуждений и напоминаний. Вполне логично, чтобы родители часть ответственности за выбор будущей профессии передали детям. В психологии не случайно существует термин “профессиональное самоопределение”. Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии — это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это непросто. Подростков часто привлекают модные и популярные профессии, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь — самим решить, какая профессия будет для ребенка оптимальной. Но выбор профессии — это не одномоментное принятие решения, это прежде всего процесс взаимосвязанных шагов.
Представления детей о мире профессий имеют скудный, неполный или отрывочный характер. Попросите любого подростка перечислить профессии, которые он знает. Чаще всего список весьма ограничен. Поэтому первоочередная задача — дать подросткам как можно больше информации о мире профессий, их разнообразии, востребованности, оплате труда и т.д. Здесь могут помочь педагоги школы, специалисты по профессиональному консультированию, интернет-ресурсы, например Республиканский институт контроля знаний (www.rikz.unibel.by), электронный справочник абитуриента Республики Беларусь (www.kudapostupat.by). Информацию о высших учебных заведениях Республики Беларусь, сведениях о специальностях, правилах приема можно найти на сайтах www.abiturient.by, www.adukar.by, сайтах учреждений образования.
Выявление способностей и склонностей
Взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми себя в будущей профессии. Важно помочь ребенку найти интересы. Чем ему нравится заниматься? Какие предметы из школьной программы нравятся? Чем любит заниматься в свободное время? Легко ли даются контакты с людьми, особенно посторонними?
Можно испытывать интерес к какому-либо виду деятельности, но успех в ней обойдется слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, подростку нужно грамотно оценивать свои способности и склонности. И первоначально здесь может помочь психолог (можно в школе, можно в социально-педагогическом центре, а лучше обратиться к специалисту по профконсультированию, например, в центре занятости). Специалисты проведут диагностику, консультирование, а при необходимости более расширенный комплекс мероприятий.
Оценка социального спроса на профессию
(ситуация на рынке труда)
Полезно помочь подростку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь: возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, зайдите на посвященные трудоустройству сайты в интернете и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком учебном заведении и на какой специальности сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3—5 лет, когда подросток закончит обучение, картина может существенно поменяться.
Анализ и организация действий
Помогите подростку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от работы, кем видит себя через 5 лет. Постарайтесь как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ему оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства, материальные возможности (на случай платного обучения), возможности получения помощи и поддержки.
Принятие решения
Собрав информацию, предложите ребенку составить список его основных профессиональных предпочтений из 5—10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки (плюсы и минусы), действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.
А можно при выборе профессии сделать упор на сопоставимость следующих факторов.
“Хочу — могу — надо”
Трудовая деятельность человека занимает большую часть его жизни. Естественно, хочется заниматься любимым делом, но не каждый находит баланс между “хочу”, “могу” и “надо”.
“Хочу” — это то, что подросток любит делать. Интересы и склонности, пространство желаний, целей, стремлений. Все, что он делает по собственной инициативе и желанию. Это разнообразные хобби и интересы, которыми он занимается в свободное время. Если от выбранной профессии будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять работу. Так можно быстрее стать профессионалом, и появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.
“Могу” — это то, что подросток умеет делать или чему может научиться; то, что получается. Это способности, таланты, состояние здоровья. Всегда найдется что-то, что дается легко без особых усилий и с хорошими результатами. За подобную профессию и стоит браться. А то, что делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия, — пусть оставит другим.
“Надо” — то, что от человека требуется; за что хорошо платят или хвалят, вознаграждают, социально одобряют. Это возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.
Какие результаты дают разные соединения этих элементов:
хочу + могу = счастлив, но беден;
хочу + надо = жизнь в мечтах;
могу + надо = богатая, но несчастная, скучная жизнь;
хочу + могу + надо = успех и счастье в жизни.
Таким образом, надо помочь подростку совместить его “хочу — могу — надо”, и тогда его профессиональный выбор будет удачным.
Ошибки выбора профессии
Несмотря на проводимую работу, ошибки в выборе профессии совершались и совершаются. Давайте рассмотрим наиболее типичные из них.
- Отождествление профессии со школьным предметом. Школьный предмет — это еще не профессия. Даже если подростку очень нравится какой-то предмет, из этого еще не следует, что будет нравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.
- Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они могут подталкивать. Порой окружающие любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их представления о мире профессий ограничиваются бытовыми, стереотипными суждениями.
- Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь вершина айсберга, но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
- Выбор профессии за компанию. Часто выбор профессии за компанию связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, все складывается хорошо, если нет — уже через год-полтора учебы в вузе или колледже возникает разочарование, недовольство, желание начать все с белого листа.
- Недостаточный учет своих способностей. Делать профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то упускается из виду.
- Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии. Бывает, профессия нравится потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых семьи есть геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и красочно рассказывающий об увиденном. Поступив на такую специальность, молодой человек обнаруживает, что труд геолога отнюдь не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много кабинетной работы. А если геологи в рабочее время и путешествуют, то, как правило, не в Таиланд или на Тибет, а куда-нибудь в глушь. Молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и не отвечает его способностям. И оказывается, что интерес к знакомому с его досужими рассказами (по сути, к стилю жизни человека) был ошибочно принят за интерес к профессии.
А бывает наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий. Например, подросток хотел быть врачом, интересовался медициной и обоснованно считал, что способен ее освоить. Но потом попал в больницу, где лечащий врач оказался грубоватым, хамоватым и не столь компетентным. После этого следует решение: “Не пойду в медицину — не хочу быть похожим на него!” Но возможна и противоположная реакция: “Пойду в медицину, чтобы стать хорошим врачом, ничем не похожим на него!” Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать.
- Выбор исключительно по признаку престижности. На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Без причины она не возникает, но не всегда то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для конкретного человека. Когда-то школьники поголовно хотели быть космонавтами, потом — физиками-ядерщиками, потом — банкирами и брокерами, сейчас — айтишниками. Мода на профессии меняется довольно быстро, и, скорее всего, к тому моменту, когда подросток закончит профессиональное обучение и начнет работать, модными станут совсем другие профессии.
Кстати, информация к размышлению: слово “престижность” происходит от латинского praestigium, что значит “иллюзия”, “обман чувств”.
- Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более приземленных видах деятельности. Вот некоторые группы самых распространенных противопоказаний.
Зрение. С ним связано очень много противопоказаний: например, людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз. Монтажник электронных схем или ремонтник сотовых телефонов — работа явно не для них. А если у человека нарушено цветовое зрение, ему вряд ли стоит становиться водителем какого-либо транспорта.
Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано большинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки. Трудно представить себе хорошего продавца, учителя или оператора справочной службы, который не может расслышать, что ему говорят, и постоянно все переспрашивает.
Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются и людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.
Опорно-двигательный аппарат. Естественно, людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата не стоит выбирать профессии, подразумевающие высокую двигательную активность. При выраженных нарушениях осанки и сильном плоскостопии противопоказаны профессии, где приходится проводить много времени, стоя на ногах (например, повар или продавец-консультант в отделе, где персоналу запрещается работать сидя). Этот список далеко не полный.
Перед поступлением обязательно нужно пройти медицинскую комиссию, иногда довольно строгую. Бывает, молодые люди воспринимают это как искусственно созданные барьеры или считают, что болячки — удел стариков. На самом деле подобные ограничения вполне оправданы и обусловлены в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Когда человек выбирает профессию, игнорируя медицинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще лишить себя жизни.
- Отсутствие запасных вариантов выбора. Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы всегда располагать запасным вариантом действия. Не все желания и жизненные планы сбываются. Скажем, не удается поступить в вуз, куда хотелось (фраза “конкурс 4 человека на место” означает, что это не удалось сделать троим из четырех). Можно воспринять непоступление как крушение жизненных планов и надежд, а можно получить среднее специальное образование, а потом поступить сразу на второй или третий курс вуза. Тот, у кого есть другие варианты профессионального развития, сможет подойти к этой ситуации более гибко.
Выбор учебного заведения
Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг — знакомство с типами, структурой учебных заведений города, района, области, республики, их местонахождением, уровнем получаемого в них образования, условиями поступления, льготами… В этом опять же могут помочь информационные справочники для абитуриентов, интернет-ресурсы (см. выше), встречи с представителями учебных заведений, дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.
Рекомендации для родителей
Для того чтобы ребенок выбрал профессию правильно…
- Обсуждайте разные профессии, вдохновляйте его на размышления относительно его устремлений, задавая вопросы, получайте обратную связь, старайтесь, чтобы ребенок определил для себя профессии, которые, по его мнению, интересны для него.
- Помогите ему осознать его ответственность за выбор профессии. Чем раньше придет понимание того, что ребенок будет отвечать сам за свои действия, тем более самостоятельной будет траектория его развития.
- Человек сам определяет для себя направления развития и, чувствуя, что идет по другому пути, вряд ли достигнет успеха. Учитывайте право выбора ребенка, ни в коем случае не навязывайте свою точку зрения.
- Оказывайте содействие ребенку посредством советов, как вы выбирали профессию. Ориентируясь на личный опыт родителей, ребенку проще принимать решение.
- Взвесьте все за и против различных подходов к профессиональному выбору. Что важнее — материальное вознаграждение или моральное удовлетворение? Оба вопроса имеют значение, и важно правильно определить их баланс.
- Помогите ребенку с конкретизацией его пожеланий относительно профессии. Главное — определить приоритет в том, что ребенок считает важным для себя в профессиональном плане.
- Совместно с ребенком изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям. Это поможет ему понять, в каком направлении надо развиваться, чтобы стать профессионалом.
- По возможности посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям, это могут быть как профессиональные праздники, дни открытых дверей в учебных заведениях, так и ознакомление с практикой путем общения с уже состоявшимися профессионалами в избранных областях. Это расширит кругозор ребенка и позволит ему еще раз сопоставить, чем он хочет заниматься, с тем, что на самом деле представляет та или иная профессия.
- Поддерживайте ребенка в его выборе. Любой человек склонен сомневаться в правильности принимаемых им решений, тем более ребенок. Будьте терпеливы и предложите ему на выбор несколько точек зрения.
- В случае затруднений с выбором профессии или конфликтом предпочтительно привлеките специалиста-консультанта в области профориентации. Используя специальные методики, он поможет ребенку осознать его стремления и связать их с качествами, необходимыми для заинтересовавших его профессий.
- Важно помнить, что дети ориентируются в жизни на родителей. Постарайтесь быть примером ответственного отношения к своей работе, показывайте, что выбранная вами профессия нравится. В случае негативного отношения с вашей стороны к работе старайтесь не показывать его ребенку, тем более не допускать конфликтов на почве ваших профессиональных затруднений.
- Посещение профильных секций, классов допрофессиональной подготовки, кружков и т.д. позволит ребенку понять, насколько привлекательна ему избранная профессия в реальности.
- Уже окончательно поняв сферу приложения способностей ребенка в профессиональной деятельности, оставайтесь для него надежными союзниками, к которым он может обратиться за помощью.
Источник: https://nastgaz.by