Инклюзия в Беларуси: ведущие специалисты страны объединяют усилия ради помощи детям со сложными диагнозами
27.03.2024
Как раз сегодня все те, кто заинтересован в реализации принципа инклюзии для детей, которая им необходима как воздух, собрались на республиканском семинаре, чтобы обсудить на перспективу, какая работа в этом направлении будет наиболее эффективна. К диалогу в стенах Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка подключились ведущие представители сферы образования, здравоохранения, социальной защиты. Разобрали в деталях нынешнюю деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в условиях реализации принципа инклюзии. Особое внимание – совершенствованию работы психолого-медико-педагогических комиссий ЦКРОиР. Более подробно рассмотрели вопрос своевременного выявления у детей особенностей психофизического развития и оказания им многосторонней помощи на ранней стадии.
Министр образования Беларуси отметил, что на данный момент у межведомственного взаимодействия достаточно много успешных практик. Андрей Иванец сконцентрировал внимание на работе центров раннего вмешательства. Именно такие подразделения создаются для помощи малышам с рождения до трехлетнего возраста при риске или нарушениях в развитии. За пару лет в нашей стране число таких центров увеличилось в два раза. Сейчас успешно функционируют свыше 50. В расширении этой сети посодействовало Министерство здравоохранения. Буквально чуть меньше месяца назад вместе с открытием нового поликлинического комплекса в Орше в структуре детской поликлиники свои двери распахнул центр раннего вмешательства для помощи маленьким пациентам с особенностями психофизического развития. И таких примеров по стране немало.
Для сопровождения особенных детей в Беларуси стараются создать все возможности без барьеров и подобрать квалифицированные кадры, способные найти подход к каждому ребенку с непростым диагнозом. По мнению директора Института инклюзивного образования БГПУ Веры Хитрюк, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – своеобразный мост между специальным и инклюзивным образованием. «Мы держим руку на пульсе, поддерживаем контакт с образовательной практикой для того, чтобы понимать, каким должно быть содержание подготовки учителей-дефектологов, которые смогут работать не только с детьми с особенностями психофизического развития, но и с их родителями; организовывать и проводить психолого-медико-педагогическое обследование, участвовать в ранней комплексной помощи, а также сопровождать практики инклюзивного образования» - рассказала она.
При грамотной помощи и поддержке педагогов подопечные ЦКРОиР способны обучаться в инклюзивных классах. Это направление в стране стало развиваться интенсивно. Затем таких ребят в том числе уже ждут в качестве учащихся и студентов. Только в Минске для них открыты 6 колледжей. Более того высшее образование в стране получают свыше 1000 студентов с особыми образовательными потребностями. Увеличиваются с каждым годом цифры приема на расширенный перечень специальностей. Спрос на такие кадры есть, поскольку при трудоустройстве они демонстрируют особый пунктуальный подход к делу, целеустремленность и жизнелюбие.
Глава образовательного ведомства Андрей Иванец в свою очередь справедливо заметил: «Сегодня мы нацеливаем на то, чтобы наша система образования в первую очередь делала акцент не только на тех проблемах, которые есть у наших детей, а и на их сильных сторонах, которые необходимо развивать, потому что у них они, очевидно, есть».
Решение вопросов инклюзии в образовании комплексно и сообща позволяет тем, кто особенно в этом нуждается с малых лет, почувствовать себя полезными для общества, заняться тем, что по душе и лучше получается, просто быть счастливыми в семье и окружении. Словом, знать, что ты важен для родных и государства. Именно поэтому опытные и внимательные педагоги так стремятся к этому, проделывая непростой путь с детьми с особенностями развития. Они вместе и несмотря ни на что верят – результат пусть и заставит себя ждать долго, но он обязательно оправдает надежды. Ведь диагноз - не преграда, а возможность для грандиозных планов на будущее.
Источник: https://edu.gov.by