РУС БЕЛ ENG 中文

Эксперты обсуждают реализацию государственной политики по интеграции людей с инвалидностью в активную жизнь общества

30.11.2023

В гостинице «Виктория Олимп Отель» 29 ноября прошло заседание Совета по устойчивому развитию.

В мероприятии принимали участие представители органов госуправления, общественных объединений инвалидов, а также работающих в Беларуси агентств ООН.

В центре внимания – три ключевых блока: реализация государственной политики по интеграции людей с инвалидностью в активную жизнь общества, создание доступной среды и улучшение их качества жизни; партнерство с общественными организациями по поддержке людей с инвалидностью и партнерство со страновой командой ООН в Республике Беларусь в области обеспечения прав людей с инвалидностью, их социальной реабилитации и формировании инклюзивного общества.

В своем выступлении заместитель Министра образования Александр Кадлубай обозначил, что одним из приоритетов современной системы образования является обеспечение доступности и качества образования для каждого ребенка. Важный постулат нашел отражение в основном нормативном правовом документе – Кодексе об образовании, в котором закреплен принцип инклюзии в образовании, его реализация.

Отмечено, что принцип инклюзии включает организацию такого образовательного процесса, при котором все дети, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых), включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях образования. Таким ребятам оказывается необходимая поддержка, учитываются их особые образовательные потребности.

На сегодняшний день количество обучающихся с ОПФР в республиканском банке данных составляет 183,2 тыс. человек.

«Нельзя сказать, что инклюзия является для нашей страны чем-то новым и началась только с закрепления принципа инклюзии в нормативных правовых актах. Мы имеем уникальный 28-летний опыт функционирования интегрированного обучения и воспитания, в условиях которого обучаются более 70 процентов детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования. Количество специальных групп и классов интегрированного обучения и воспитания ежегодно возрастает. Практически в каждом учреждении дошкольного и общего среднего образования работают пункты коррекционно-педагогической помощи, которые посещают дети с легкими нарушениями развития», – сообщил Александр Кадлубай.

В рамках реализации стратегически важных нормативных документов принят ряд практических мер. Так, создан Институт инклюзивного образования на базе факультета специального образования БГПУ имени Максима Танка, осуществляющий подготовку педагогических кадров для работы с детьми с ОПФР; открыт Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования, основными направлениями деятельности которого являются подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, консультативная поддержка всех участников образовательного процесса.

В осуществлении принципа инклюзии в образовании принимают участие и учреждения специального образования, функции и направления деятельности которых расширяются. В их числе – 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 48 специальных детских садов, 47 специальных школ и школ-интернатов для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, трудностями в обучении, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью.

Существенный момент – развитие интегрированного обучения и воспитания позволило за последние 20 лет в два раза сократить количество специальных школ и школ-интернатов.

Координаторами деятельности в сфере специального и инклюзивного образования в регионах являются ЦКРОиР, которые во взаимодействии с центрами раннего вмешательства системы здравоохранения и учреждениями социального обслуживания обеспечивают создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОПФР, начиная с рождения.

Совместно с Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты реализуется Дорожная карта совершенствования межведомственного взаимодействия при оказании помощи лицам с особенностями психофизического развития, инвалидностью и их семьям, подготовке и повышении квалификации кадров на 2022-2025 годы.

Внимание Министерства образования в настоящее время направлено на совершенствование актуальных направлений работы. Во-первых, это обеспечение учреждений образования кадрами, обладающими необходимыми компетенциями. Подготовка учителей-дефектологов осуществляется на базе 6 учреждений высшего образования, основным из которых уже много лет остается Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Сегодня поставлена задача: каждый педагог должен уметь работать с детьми с ОПФР.

Во-вторых, создание специальных условий для организации образовательного процесса для обучающихся с ОПФР.

Одной из приоритетных задач ведомства является развитие инклюзивного профессионального образования, поскольку получение качественного профессионального образования позволяет расширить возможности социализации, трудоустройства, самореализации и карьерного роста людей с инвалидностью. Важным направлением остается и формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

Заместитель Министра образования подчеркнул, что реализация принципа инклюзии в образовании – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности системы образования по всем направлениям в целом.

«Инклюзия в образовании затрагивает всех субъектов образовательного процесса: детей, их родителей, учителей, специалистов, администрацию, структуры дополнительного образования. Обеспечивая и в дальнейшем решение актуальных задач, поднимаемых сегодня, мы в целом обеспечим реализацию права каждого гражданина на образование независимо от наличия нарушений, их вида и степени выраженности», – убежден Александр Кадлубай.

Участники сегодня также обсудят комплексную социально-экономическую поддержку людей с инвалидностью; деятельность общественных объединений инвалидов по поддержке людей с инвалидностью во взаимодействии с государственными органами; содействие цифровой инклюзии людей c инвалидностью.

Источник: https://edu.gov.by