РУС БЕЛ ENG 中文

Как прошел первый урок, чему научились у своих учеников и что самое трудное в профессии. Задали пять одинаковых вопросов молодому и опытному заслуженному педагогу

02.10.2023
Как прошел первый урок, чему научились у своих учеников и что самое трудное в профессии. Задали пять одинаковых вопросов молодому и опытному заслуженному педагогу

В Беларуси отмечают День учителя.

Каждый год в первое воскресенье октября в Беларуси отмечают День учителя, чтобы выразить благодарность и признательность тем, кто посвятил свою жизнь образованию и воспитанию детей. Накануне праздника пообщались с молодым и опытным педагогами, задав им пять одинаковых вопросов. Своими ответами поделились учитель белорусского языка и литературы Гнезновской средней школы Волковысского района Милена Рыбина, которая находится еще в начале профессионального пути, а также Заслуженный работник образования Республики Беларусь, заведующий основным отделом по спорту, туризму и краеведению Гродненского районного центра творчества детей и молодежи Анна Финогенова.

Милена Рыбина, учитель белорусского языка и литературы Гнезновской средней школы

105 (3).jpg

– Вспомните, пожалуйста, свой первый урок. С какими мыслями и чувствами вы входили в класс и все ли тогда получилось? 

– Работаю уже второй год, на четвертом курсе вела уроки в средней школе №39 г. Гродно. Для меня, как для молодого учителя, первый урок был очень волнительным, было интересно, как меня примут ребята, воспримут ли они меня как наставника. Но я даже не успела начать нервничать, потому что все прошло очень быстро по сравнению с университетскими парами. Думаю, у меня получилось. Понятно, что после предстояло внести некоторые коррективы. Сама замечала свои ошибки, потом мне указывала на недоработки администрация. Но в целом это был положительный первый опыт.

– Что помогает учителю завоевать уважение учащихся и чему, на Ваш взгляд, нужно научить ребенка в первую очередь? 

– Хорошо помогают спокойствие и рассудительность. Учитель всегда должен быть терпеливым. Если проявляешь спокойствие, дети начинают к тебе тянуться и мыслить совсем иначе. Тогда уже никто не отвлекается на веселье и шутки. Уважение достигается только через спокойный разговор. В свои уроки всегда пытаюсь вносить элементы, которые воспитывают в учащемся личность. Важны не только школьные предметы, ведь некоторые могут прийти на занятие и не вынести ничего полезного для себя. Надо подкреплять все сказанное примерами из жизни, тогда информация воспринимается совершенно иначе. Также очень важно уделять должное внимание патриотическому воспитанию детей. 

– Педагог дарит знания, но и сам постоянно учится, в том числе у своих учеников. А чему ваши ученики научили вас? 

– Да, многие люди учатся друг у друга. Преподаю не так много, но могу сказать точно, что за это время дети научили меня сдержанности. Раньше в силу своего характера была очень вспыльчивой, а теперь по-другому воспринимаю многие вещи.  

– Что самое трудное в профессии учителя и за что вам бывает обидно? 

– Сложно найти подход ко всем ребятам сразу, потому что все дети разные, и у каждого из них есть свои особенности, желания и потребности. Обидно, когда ты стараешься, выкладываешься на полную, а ребенок просто не слушает. Это, конечно, не у всех ребят, но все равно встречается. 

– Как Вы относитесь к новшествам в системе образования страны? 

– Мне, например, очень нравятся новые учебники, они яркие. Помогают на уроке и ссылки на электронные задания, так как ребятам интересна такого вида работа. Во время моего обучения в школе были тоже достаточно хорошие учебники, но новые дополнения, внедрение в обучение цифровых технологий улучшают образовательный процесс.

Анна Финогенова, Заслуженный работник образования Республики Беларусь, заведующий основным отделом по спорту, туризму и краеведению Гродненского районного центра творчества детей и молодежи

f25534aa7e5170d00848257fe676b113.jpg

– Вспомните, пожалуйста, свой первый урок. С какими мыслями и чувствами вы входили в класс и все ли тогда получилось? 

– Очень серьезно готовилась к своему первому уроку, поэтому хорошо помню его. Тогда я написала содержание урока на тетради в 24 листа и выучила все наизусть. Волновалась, но все у меня получилось. И я сделала вывод, что буду хорошим учителем. Никогда не жалела, что выбрала педагогику.

– Что помогает учителю завоевать уважение учащихся и чему, на Ваш взгляд, нужно научить ребенка в первую очередь?

– Уважение учащихся достигается через труд. Подготовка к уроку должна быть очень серьезная, учителю нужно знать наизусть все то, что ему предстоит донести детям. Он обязан видеть каждого ученика, поэтому нельзя все время сидеть за столом. Надо говорить с каждым и продумывать все этапы урока. Помогает и внеклассная работа, которая объединяет ребят. Например, мы ездили на родину писателей, а по возвращению обсуждали увиденное и услышанное. Самое главное – научить ребенка быть гражданином и патриотом своей страны, быть трудолюбивым, ответственным за все свои поступки. Если он это поймет, сможет стать достойным человеком. 
 
– Педагог дарит знания, но и сам постоянно учится, в том числе у своих учеников. А чему ваши ученики научили вас? 

– Научили быть причастным к судьбам окружающих меня людей. Будучи учителем, понимала, что детям может не хватать чего-то. Нужно было больше узнавать о них. На двери своего кабинета я повесила табличку «Служба доверия». По любому вопросу ребята могли ко мне обратиться, а если не решались сказать лично, то у них была возможность оставить в моем рабочем столе написанный на листке вопрос, который их интересует. Они научили быть чуткой к другим, я всегда старалась помогать. Наверное, поэтому мои выпускники помнят меня до сих пор.  

– Что самое трудное в профессии учителя и за что вам бывает обидно? 

– Воспитание молодежи – сложнейшая задача, многие политики говорили, что в руках учителя находится государство. Но мне никогда не было обидно и трудно, хотя я и много работала. Я всегда трудилась над собой, это мое качество, которое, наверное, и привело меня ко всем достижениям. Если серьезно готовишься к уроку и подходишь к нему творчески, придумываешь интересные задания, дети положительно на это реагируют. Они размышляют, и за этим очень интересно наблюдать. 

– Как Вы относитесь к новшествам в системе образования страны?

– Педагогическая деятельность усложняется. Вижу, что учителю сейчас сложно не потому, что он учитель. У него огромное количество запросов, на которые нужно непременно отвечать. Между тем, на мой взгляд, размещение, например, какой-то информации на сайте  в воспитании детей мало помогает. В начальной школе сейчас некоторые  учебники сложные, а надо, чтобы они не отторгали ребенка от образования, а завлекали. Не следует усложнять все, мир и так сложный. Считаю, что к изданию учебников надо обязательно привлекать практиков, тогда ситуация изменится в лучшую сторону. 
 
Источник: https://grodnonews.by