РУС БЕЛ ENG 中文

В школе агрогородка Верейки Волковысского района завершается эксперимент по школьному питанию

30.05.2023

Родители знают, насколько непросто накормить даже одного ребенка: это не люблю, то не буду. А уж организовать работу целой школьной столовой так, чтобы все ученики получали полезную еду и возвращали на кухню пустую посуду, долгое время было невыполнимой задачей. Статистика свидетельствует, что ученики не съедают до 70 процентов приготовленных для них блюд. В этом году в ряде школ реализуется проект, инициированный Министерством образования. В ходе проекта школьникам предложили самим определить, что бы они хотели видеть у себя на столе,  а специалистам нужно было продумать оптимальный рацион, при котором учитывались бы пожелания детей и сохранялись польза и пищевая ценность предлагаемого питания. В Гродненской области для реализации этого проекта были определены три школы: одна в областном центре, одна в районном — в Щучине и еще одна — сельская, в агрогородке Верейки Волковысского района. Корреспонденты «СГ» побывали в ней и узнали, с какими результатами здесь завершается необычный эксперимент.

«Очень вкусно!» — такая оценка от школьников.

На подготовительном этапе ребятам и их родителям предложили принять участие в анкетировании, которое помогло бы поварам сориентироваться в их вкусовых предпочтениях. Его итог заставил задуматься: 94,5 процента опрошенных изъявили желание отказаться от супов, рыбных котлет, печени, салатов из свек­лы. В то же время практически все хотели бы видеть в школьном меню сосиски в тесте, блинчики, пиццу, жареный картофель и бабку.

Еще одним новшеством стал график питания. По условиям эксперимента первый прием пищи должен начинаться не ранее чем через 3,5 часа от начала работы школы. Получалось, что завтрак начинался в 11—12 часов, а к обеду нужно приступать уже в 13—14. Дети просто не успевали проголодаться. Поэтому сельским педагогам пришлось обращаться в Министерство образования с просьбой разрешить перенести завтрак на час раньше.

И все же основными целями пилотного проекта стали обновление и корректировка школьного меню.

Учащиеся 8-го класса Кристина Августинович и Полина Тарима.

— В меню было включено 20 новых блюд, — рассказывает директор школы Ольга Шабат. — Среди них — «оладушки» куриные, шашлык из филе птицы, бабка картофельная со свининой, драники, блинчики с яблочной начинкой, ватрушки, пицца. Чаще стали включать в меню свежие фрукты, кондитерские изделия, йогурты. При этом предусмотренный нормативами рацион питания остается неизменным.

Основной фактор, влияющий на ход реализации проекта, — уровень отходов. Бракеражная комиссия ежедневно производит замеры, на основании которых меню постоянно видоизменяется. Например, в январе посчитали нужным уменьшить порции макарон и тушеной капусты, а также борща, консервированных огурцов и хлеба. В феврале исключили молочный суп, суп с фрикадельками заменили на рассольник со сметаной. В марте запеканку и зразы с сыром заменили на драники и гуляш.

Безусловно, успех начинания во многом зависел от мастерства работников кухни, их готовности осваивать современное оборудование и технологические схемы по приготовлению новых блюд, которые нередко влекли за собой вопросы по распределению обязанностей между работниками. Шеф-повар Тамара Бармута — опытный кулинар. Но даже ей было непросто приспособиться к новым условиям.

Шеф-повар Тамара Бармута.

— Поначалу было очень тяжело, — не скрывает она. — Технологи постоянно меняли перечень блюд, чтобы детям было по вкусу. К тому же появилось новое оборудование. Но со временем мы привыкли, и теперь кажется, что по-новому работать легче. Сегодня у нас на завтрак оладушки со сгущенкой. Дети их просто обожают. Сегодня на первую смену записались 56 учеников, поэтому нужно было успеть приготовить 112 оладушек. После урока придут еще 67 человек, для них нужно нажарить еще 134 штуки. На обед у нас будет жареная картошка с куриным шашлыком. Дети довольны таким обедом, обычно съедают весь подчистую.

За обсуждением вкусных перемен наступает время завтрака. Ученики быстро съедают все содержимое тарелок.

— Очень вкусно! Сегодняшние оладьи просто сказка. Еще я люблю жареную картошку, блины… Да вообще все, что здесь готовят, мне нравится. Раньше такого не было. Были невкусные супы, каши, котлеты. А сейчас я ем и кашу, и котлеты. Потому что вкусно, — вступает в разговор четвероклассница Варвара Веселова.

Учащаяся 4-го класса Варвара Веселова.

— Я помню, как мы с родителями выбирали блюда для школьной столовой. Там только от списка слюнки текли. Жареная картошка, шашлыки, пицца, сосиска в тесте… Сейчас для нас это обычная еда. Я обычно съедаю все, — делится своими личными впечатлениями от эксперимента отличница Василиса Едейко, а первоклашка Элина Дорошкевич даже считает, что школьная еда получается не хуже, чем у мамы:

— Я бы хотела, чтобы мама дома тоже стала готовить сосиски в тесте.

Учащаяся 1-го класса Элина Дорошкевич.

Практически все ребята в восторге от выпечки и… котлет. После того как в них стали добавлять начинку в виде сыра и овощей, дети перестали оставлять отходы на тарелках. Кулинары даже придумали, как сделать вкусными для детей рыбные котлеты. В них стали добавлять свинину — и школьники сразу же оценили новую рецептуру по достоинству.

В целом дети, их родители, педагоги и работники столовой довольны результатами проведенного эксперимента и уже не хотят возвращаться к старым подходам в организации питания.

КОМПЕТЕНТНО

Виктор Пранюк, заместитель председателя Гродненского облисполкома:

— Проект позволил улучшить питание школьников и организовать его с учетом вкусовых предпочтений современных детей. Что касается школ-участниц пилотного проекта, мы серьезно подошли к переоборудованию пищеблоков. Например, производительность пароконвектоматов была увеличена в два-три раза. Пришлось закупать транспортировочные ленты, посудомоечную технику. Сейчас мы видим, что затраченные средства и усилия себя оправдывают. Планируем распространять эксперимент дальше: в каждом районе области уже выбраны пилотные школы, которые готовы с 1 сентября переходить на новую форму питания. Модернизация пищеблоков в сельских школах у нас в основном проходила ранее, количество учеников сравнительно небольшое. Поэтому работа по перестройке схемы питания здесь проходит намного легче, чем в городских школах, где тысяча и более учащихся. Мы должны также понимать, что одномоментно перевести все школы на новую форму питания невозможно, поскольку это требует серьезных финансовых вложений, вплоть до проектирования новых инженерных сетей. Например, старые линии электропередач не выдержат необходимой нагрузки. Предполагается, что районы будут ежегодно готовить по три школы к переходу на новый формат питания: производить ремонт, корректировать штат столовых, закупать необходимое оборудование и проводить подготовительную работу с родителями и детьми.

 

Источник: https://www.sb.by/

поделиться в: