РУС БЕЛ ENG 中文

Научить и оставить в сердцах яркий след

10.05.2023

Научить ребенка читать, писать, привить навыки работы в коллективе, видеть красивое и хорошее – это нелегкая работа учителя начальных классов. И с ней Татьяна Адашкевич, учитель начальных классов средней школы № 4 г. Новогрудка, справляется на «отлично». Веселый, энергичный и добрый педагог более 20 лет ведет своих учеников по стране знаний, незаметно шлифует их характеры, раскрывает способности и удивительные грани детской души.

Детская мечта

Татьяна Вячеславовна вспоминает, как в детстве, когда в садике все девочки играли в дочки-матери, она представляла себя воспитателем, а в школе – педагогом. Поэтому выбрала себе профессию учителя начальных классов и поступила в Барановичский высший педагогический колледж.

– Когда я училась в школе, то всегда с восторгом наблюдала за своими учителями и мечтала быть похожей на них, – рассказывает Т. Адашкевич. – Я постоянно играла «в школу», у меня были свои тетради, в роли учебников выступали обычные книги. Со всей ответственностью я подходила и к ведению «школьного журнала»: расчерчивала тетрадь, вписывала туда фамилии своих одноклассников и ставила им оценки. Видимо, уже тогда другой профессии для себя я и не видела.

Годы учебы в колледже пролетели... Вот и распределение. Свой трудовой путь моя собеседница начала в 1999 году в Богуденской базовой школе (на сегодняшний день эта школа закрыта). По словам учителя, первый год работы был сложным и одновременно интересным. Это было время поисков способов взаимодействия с детьми и выстраивания, прежде всего, доверительных отношений.

– Я начала работать в малокомплектном классе: 2-м и 4-м. Так, как учеников в нашей сельской школе было немного, два класса учились одновременно. А значит ежедневно нужно было готовить не 5, а 10 уроков, при этом спланировать работу так, чтобы ученики обоих классов не сидели без дела, а активно работали, – делится Татьяна Адашкевич. – На первых порах мне было в каких-то моментах сложно, но хорошую поддержку всегда оказывал коллектив школы. Ни разу я не столкнулась с нежеланием помочь, никто не отказал в просьбе. Несмотря на все сложности первого года, я ни на минуту не пожалела о выборе профессии, а даже, наоборот, поняла, что работа с детьми – мое призвание. Поэтому через несколько лет решила усовершенствовать знания и получила высшее образование.

Учить и учиться самой


Вот уже 7 лет Татьяна Адашкевич работает в средней школе № 4. По словам педагога, работать здесь очень комфортно, а атмосфера в стенах учебного заведения позволяет учителю быть в состоянии постоянного творческого поиска. Татьяна Вячеславовна считает, что ей повезло со школой, где и коллектив активный, дружный, и с директором полное понимание.

– Этот период вошел в мою профессиональную биографию как насыщенный, успешный и результативный. Подтверждением эффективности моей деятельности являются успехи и достижения моих учеников: успешное ежегодное выступление на онлайн-олимпиадах, благодарственные письма за итоговое участие в международных и республиканских конкурсах, – отмечает педагог. – Я стараюсь воспитывать в своих детях доброту, милосердие, чувства патриотизма и гражданственности. Очень помогают работать в этом направлении факультативные занятия по основам православной культуры, тесное сотрудничество с православной церковью, активное участие в творческих и интеллектуальных конкурсах различных уровней.

За годы своей работы Татьяна Адашкевич накопила богатый опыт. Через ее руки, ум и сердце прошли сотни детей. Для многих из них она стала не просто учителем, а второй мамой. Строгая, требовательная, но вместе с тем чуткая и душевная, она находит «ключик» к сердцу каждого ученика. Педагога отличают прекрасные душевные качества: любовь к детям, своей профессии, честность, принципиальность, готовность всегда прийти на помощь.

– Хороший учитель однозначно должен быть другом для ученика. Современная школа ставит перед собой задачу не только научить, но и воспитать. А можно ли воспитывать без доверия, без дружбы, без открытого общения? Конечно же, нет. Особенно актуально это для учащихся начальной школы, – уверена учитель. – На мой взгляд, каждый учитель должен отдавать детям частичку своей души, понимать их, находить радость в разговорах с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая. Только тогда можно добиться поставленных целей.

Лучшие люди – это дети


Сегодня в нашу жизнь вошла компьютеризация, информационные технологии. А, как известно, учитель должен идти в ногу со временем. Различные методики, инновации, интернет-ресурсы активно использует в своей работе и Татьяна Вячеславовна. Ведь профессиональное кредо учителя звучит так: «чтобы учить других, нужно учиться самому, чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя, чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться».

– Жизнь диктует новые требования и подходы к обучению. Профессия учителя – творческая профессия. И на мой взгляд, современный учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом, – подчеркивает Т. Адашкевич. – На каждом уроке я стараюсь увлечь ребенка в мир неизведанного, заинтересовать так, чтобы ему самому стало интересно, решить поставленную перед ним проблему, чтобы он ощутил в себе уверенность, силу и желание творить. На уроках использую все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, самостоятельную и работу в парах, когда более сильный ученик помогает слабому. Все дети разные, поэтому очень важно каждому дать возможность самореализоваться, почувствовать пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный.

В последнее время часто приходится слышать, что современные дети какие-то не такие... Частично с этим согласна и моя собеседница. По ее словам, современные дети более требовательны, настойчивы, мобильны, но от этого они не перестают быть детьми.

– Дети всегда есть дети! Интересные, многогранные, великолепные. Другие? Конечно! Но и современный мир, их окружение, не такие, как были раньше. Социальные изменения оказывают влияние на человека – это неизбежно. Но одно верно: раньше родители относились более ответственно к воспитанию ребенка. Сейчас же очень часто они перекладывают свою ответственность на других взрослых: воспитателей, учителей, бабушек, – отметила Т. Адашкевич. – От взрослых зависит качество среды, создаваемой для детей. Миссия педагога в этой среде – быть проводником по пути научного познания, а не транслятором информации, как раньше. Сопровождать, поддерживать, объяснять, аргументировать – вот наши задачи.

Учитель года

Татьяна Вячеславовна считает, что любые конкурсы профмастерства позволяют улучшить свои навыки как специалиста, начать делать то, что не делал в обычной жизни. Поэтому опытный и талантливый педагог регулярно в них участвует. А вот решение принять участие в республиканском конкурсе «Учитель года» далось моей собеседнице нелегко несмотря на то, что Татьяне Адашкевич было что рассказать и чем поделиться.

– Сначала у меня были сомнения: смогу ли? Но, проанализировав свои достижения за последнее время, подумала: А почему бы и нет? Я же ничего не теряю, а, наоборот, могу приобрести новый опыт и поделиться своим, – рассказывает педагог. – Конечно, подготовку и участие в конкурсе – это колоссальный труд. Но мне на всех этапах помогали коллеги. За это им огромное спасибо. Я не задумывалась над тем, чтобы, что бы то ни стало, победить, нет. Я поставила перед собой цель достойно выступить на всех этапах конкурса и показать то, чему я научилась за 24 года работы.

По словам моей собеседницы, конкурс «Учитель года» стал очередной возможностью проверить свои силы, посмотреть, на что ты способен, обменяться опытом с коллегами, да и просто приобрести новые впечатления и стимул двигаться вперед.

– То волнение, которое было в начале, с каждым этапом все дальше отходило на задний план, и с каждым выступлением мне удавалось все увереннее держаться перед публикой. Я маленькими шагами шла по определенному пути, готовила уроки, мастер-классы. Кроме того, я познакомилась и подружилась с талантливыми педагогами, поняла, что, как учитель, двигаюсь в правильном направлении, – подчеркнула Татьяна Вячеславовна. – Проходя каждый этап, все больше убеждалась: я могу, я молодец... Уверена, что мое трудолюбие, настойчивость и организованность помогли достичь такого высокого результата – я стала лауреатом финала областного этапа конкурса.

Пример и авторитет Татьяны Адашкевич достоин подражания и уважения коллег, родителей и учеников. Педагог всегда с радостью идет на работу, всегда в хорошем настроении. Счастлива тем, что выбрала профессию по душе и нашла себя в ней. А главная ее награда – любовь и уважение учеников, в сердцах которых она оставляет яркий след.

 

Источник: https://novgazeta.by/