В СШ №41 Гродно реализуют проект "Герои моей семьи. Голоса детей войны". Школьники собирают и делятся историями о переживших войну родственниках
10.05.2023Корреспонденты «ГП» пообщались с инициаторами и участниками проекта.
Учащиеся средней школы №41 имени А.М.Кузнецова города Гродно собирают истории своих родственников, переживших Великую Отечественную войну – тех, кто был на фронте, трудился в тылу и кто был тогда совсем ребенком. Патриотический проект «Герои моей семьи. Голоса детей войны» стартовал в учреждении образования в преддверии Дня Победы в прошлом году. Активно продолжается он и сейчас. В планах – издать сборник, в котором найдут отражение все собранные истории. Корреспонденты «ГП» пообщались с инициаторами и участниками проекта.
Вечные ценности
Инициатива появления данного проекта принадлежит председателю первичной организации ОО «Белорусский союз женщин» средней школы №41 Алине Федутик. Эту идею Алина Вацлавовна вынашивала давно. А на мысль навел, как она вспоминает, Президент. И даже сегодня по прошествии нескольких лет отчетливо помнит слова Главы государства, которые он произнес в одном из своих Посланий к белорусскому народу и Национальному собранию: «Движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения».
– Формирование у молодежи гордости за свою Родину, ее народ, историю, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества, к своей семье – это главная ценность в системе патриотического, духовно-нравственного воспитания. И школа в этом процессе играет важную роль, – говорит Алина Федутик. – Проект «Герои моей семьи. Голоса детей войны» будет этому способствовать. Любовь к истории своей страны во многом начинается с любви к истории своей семьи.
Начали проект с шестиклассниками (ныне это учащиеся седьмых классов), под руководством классного руководителя Анастасии Аникевич. Постепенно начали подключаться и другие учащиеся, также желающие рассказать о своих героях.
Вечные ценности
Инициатива появления данного проекта принадлежит председателю первичной организации ОО «Белорусский союз женщин» средней школы №41 Алине Федутик. Эту идею Алина Вацлавовна вынашивала давно. А на мысль навел, как она вспоминает, Президент. И даже сегодня по прошествии нескольких лет отчетливо помнит слова Главы государства, которые он произнес в одном из своих Посланий к белорусскому народу и Национальному собранию: «Движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения».
– Формирование у молодежи гордости за свою Родину, ее народ, историю, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества, к своей семье – это главная ценность в системе патриотического, духовно-нравственного воспитания. И школа в этом процессе играет важную роль, – говорит Алина Федутик. – Проект «Герои моей семьи. Голоса детей войны» будет этому способствовать. Любовь к истории своей страны во многом начинается с любви к истории своей семьи.
Начали проект с шестиклассниками (ныне это учащиеся седьмых классов), под руководством классного руководителя Анастасии Аникевич. Постепенно начали подключаться и другие учащиеся, также желающие рассказать о своих героях.
– Конечно, мы приветствуем инициативу. Дети с большим энтузиазмом проводят исследовательскую работу: по семейным воспоминаниям собирают, изучают, систематизируют сведения о своих родных, которые стали свидетелями трагических событий 1941-1945 годов. Ищут информацию в архивных данных. Мы помогаем им проводить эту работу. Проект рассчитан не на один год, – подчеркивает Анастасия Аникевич. – Накануне 9 Мая в разных классах проводятся патриотические уроки, классные часы, где учащиеся рассказывают о своих родных, переживших военное лихолетье. |
Свои герои
Среди участников проекта учащаяся 7 «В» класса Яна Яковчук, которая гордится своими родственниками, прошедшими войну. О прадедушке Алексее Токаре девочке удалось собрать немало сведений. Он родился в 1913 году в Брестской области. В годы войны был в партизанском отряде имени Г. Димитрова, который сформировался в 1942 году из объединенных партизанских групп. Боевая деятельность отряда проходила на территории Коссовского, Ружанского и Березовского районов. Партизаны собирали оставшиеся на местах недавних боев оружие и боеприпасы, нападали на вражеские обозы, нарушали телеграфно-телефонную связь, участвовали в боевых действиях против оккупантов.
– Силами отряда была проведена уникальная операция, которая стала настоящей боевой легендой. Осенью 1942 года группа народных мстителей отряда в коротком жестоком бою с фашистами захватила вражеский эшелон с награбленным у местного населения добром и с боями прошла по железной дороге по оккупированной врагом территории. Мой прадедушка Алексей Токарь награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу», – рассказывает Яна. – После войны он был рабочим на железной дороге, умер в 1998 году. О втором прадедушке Степане Яковчуке пока удалось собрать немного информации. Он родился в 1911 году, жил в Берестовицком районе. Участвовал в боях за освобождение Варшавы, битве за Берлин, награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Во время войны потерял ногу из-за взрыва гранаты, но не отчаялся, не упал духом, дошел до Великой Победы.
Девочка подчеркивает, что с большим уважением относится ко всем участникам войны, ведь они, защищая нашу землю, своих жен и детей, пережили такие ужасы, которые не передать словами.
Со слезами на глазах
Одноклассница Яны Дарья Свидерская по семейным воспоминаниям пытается восстановить историю своего прадедушки Виктора Мотьевича, который погиб на войне в 1943 году.
– Он был призван на фронт в 1941 году. Участвовал в боях под Сталинградом в 1942 году. Это известная стратегическая наступательная операция «Уран» – контрнаступление во время Великой Отечественной войны войск трех фронтов: Юго-Западного, Сталинградского и Донского с целью окружения и уничтожения вражеской группировки войск в районе Сталинграда. Участвовал в боях под Харьковом у деревни Соколово – боевое столкновение советских и чехословацких войск с немецкими войсками. К сожалению, в одном из боев он умер, но не сдался врагам, – рассказывает Дарья. – В основном я восстанавливаю историю по воспоминаниям бабушки, но она не любит об этом говорить. Когда вспоминает военное время, она тогда маленькая была, сразу начинает плакать. Ее маму расстреляли немцы, сама она успела убежать. И вот эти картинки все время у нее всплывают в памяти. |
Семиклассница считает, что не надо забывать, какую цену заплатили наши предки за то, чтобы у будущих поколений было мирное небо над головой. Говорит, что День Победы всегда будет самым светлым праздником, который в ее семье встречают с радостным замиранием сердца и одновременно со слезами на глазах.
Живые свидетели
Не так давно к проекту присоединилась учащаяся 7 «И» класса Вероника Данилевич. Она очень хочет поделиться историей своей прабабушки Анны Добролович, которая пережила войну. Тем более прабабушка еще жива и в полном здравии. А кто как не живые свидетели могут рассказать всю правду? Анна Добролович не участвовала в боевых действиях, но видела все ужасы и зверства, которые чинили фашисты.
– Иногда прабабушка со мной откровенничает, вспоминает те испытания, через которые ей пришлось пройти. Я решила, что эти истории должны жить и поэтому приняла участие в проекте. Даже маме и папе она многого не рассказывала, тяжело вспоминать. Несмотря на свой возраст, ей сейчас 92 года, она полна сил и энергии. Даже в футбол со мной может сыграть. Когда она мне начинает рассказывать о войне, у меня слезы на глазах, – говорит школьница.
Она поделилась с ровесниками во время классного часа «Память огненных лет», на котором мы также присутствовали, одной историей из воспоминаний своей прабабушки:
– Она тогда была еще ребенком, собирала траву коровам на поляне. И вдруг из леса начали стрелять партизаны по проезжающим немцам. Прабабушка испугалась и сильно закричала. Фашисты услышали этот крик и схватили ее, отвели в старый и сырой сарай. То есть взяли в заложники. Сказали, если в их сторону будет хоть один выстрел, они сожгут девочку заживо. Но партизанам удалось их обхитрить, и через пару часов моя прабабушка уже бежала счастливая к маме. Этот момент ей запомнился на всю жизнь.
Безусловно, особое внимание в школе уделяется сохранению памяти героя, чье имя она носит. В октябре минувшего года учреждению образования присвоено имя ветерана Великой Отечественной войны, почетного гражданина города Гродно Алексея Михайловича Кузнецова.
Директор ГУО «Средняя школа №41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно» Людмила Ницкая:
– Для любого человека патриотическое воспитание – это прежде всего любовь к своей Родине, четкая гражданская позиция. В нашей школе создаются необходимые условия, чтобы дети гордились своей семьей и школой, своим городом, своей страной, уважали государственные символы, помнили подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Вся работа с учащимися направлена на формирование стремления школьников знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Мы ищем такие формы работы, которые смогут оказать эмоциональное воздействие на подростков, заставят задуматься о цене Победы. В учреждении образования функционирует музейная комната военно-патриотической направленности «Они освобождали Гродно». |
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту Родины. Школьные мероприятия направлены на расширение кругозора ребят, мы мотивируем их на изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и ее достопримечательностей. Наши ученики в рамках экскурсий посещают знаковые места, промышленные предприятия, воинские подразделения, активно участвуют в туристско-краеведческих, военно-спортивных, патриотических акциях, проектах.
Убеждена, что огромный потенциал имеют детские общественные формирования БРПО, БРСМ, которые объединяют ребят, воспитывают у них верность гражданскому долгу, учат дружить и созидать.
В рядах этих общественных формирований на сегодняшний день состоят 1854 наших учащихся.
Источник: https://grodnonews.by/