«Когда видишь результаты своего труда, стимул расти и развиваться становится еще больше». Заместитель директора СШ №3 г. Новогрудка Елена Жуковская – в проекте «Ровесники молодой Беларуси»
30.03.2023«Ровесники молодой Беларуси» – совместный проект областного Совета депутатов и «Гродзенскай праўды».
Пожалуй, не зря говорят: «Невозможно быть учителем, перестав быть учеником». Эта простая истина сопровождает новую героиню проекта «Ровесники молодой Беларуси» Елену Жуковскую на протяжении всей профессиональной деятельности. Елена Сергеевна – заместитель директора по учебной работе СШ №3 города Новогрудка. Молодой завуч признается: она и оглянуться не успела, как из маленькой девчушки, мечтающей стать учителем, превратилась в специалиста, несущего ответственность за сотни учеников. Елена Жуковская убеждена: чтобы выполнять свою работу на достойном уровне, нужно обязательно любить детей. В профессии учителя по-другому уж точно никак не получится – этому в детстве ее учили педагоги, в этом она все сильнее убеждается сейчас. В нашем интервью с Еленой Жуковской – о призвании, тонкостях профессии и интересных открытиях, а также о семье, увлечениях и планах на будущее.
– Именно так было и в моем случае! Сначала это были просто детские мечты – усаживала на диван своих игрушек и кукол, учила их читать и писать, когда сама еще едва это умела. Потом – первый класс, первая учительница… Мечта стремительно переросла в настоящую цель. Возможно, жизнь сложилась бы иначе, но, глядя на свою первую учительницу Татьяну Владимировну Кадуцкую, я уже не представляла себя никем другим. Она была не просто педагогом по призванию, а человеком с большой душой и добрым сердцем, способным превратить процесс получения знаний в увлекательное занятие. К ней тянулись все ребята, мне очень хотелось быть похожей на Татьяну Владимировну. К старшей школе ничего не изменилось: я была намерена поступать на педагогическую специальность, а именно на учителя начальных классов. Сейчас за плечами уже педколледж, университет, без малого 10 лет стажа, а перед глазами все так же образ нашей Татьяны Владимировны. И все так же она для меня остается примером истинного педагога.
– Профессия педагога уникальна тем, что у вас есть возможность переживать важнейшие моменты по многу раз. Первый урок, выпускной звонок, первая победа. Все эти этапы учителя проходят вместе со своими подопечными снова и снова. Помните ли Вы свой первый урок в качестве учителя?
– Конечно, помню! Это событие по важности занимает не менее значимое место, чем день, когда я сама пошла в первый класс. Было очень волнительно: ты, едва распрощавшись со студенческой жизнью, готовишься взять на себя ответственность за целый класс детей! А они глазами, полными страха, волнения и любопытства, смотрят на тебя, как бы спрашивая: «И что же нас ждет?». Ох, сколько эмоций переживаешь в такой момент! Понравлюсь ли я детям? Что подумают родители? Как расположить к себе малышей? Смогу ли я оправдать их надежды? А что, если кто-то из ребят вдруг расплачется? Думаю, это знакомо каждому учителю. Но профессия наша тем и уникальна, что времени на раскачку просто нет. Ты либо становишься учителем здесь и сейчас, принимая все тонкости и нюансы профессии, либо не справляешься с этим непростым делом и ищешь себя в чем-то другом.
– Очень важно суметь раскрыть каждого ученика. Возможно, некоторые коллеги со мной не согласятся, но я считаю, что не бывает плохих детей. Бывают дети, которым нужно больше внимания и заботы. Порой многое зависит от семьи и родителей – воспитания, времени, которое проводят мама и папа со своим ребенком. Мы, педагоги, должны четко осознавать, что не все дети одинаковые. Если одному хорошо дается, например, математика, то нужно суметь раскрыть в нем талант к точным наукам, поддержать его и увлечь этим предметом. Если другому интереснее биология, изучение окружающего мира, строение живых организмов, то нужно дать ребенку возможность с головой погрузиться в это. Конечно, важно при этом соблюдать баланс и не забывать о других предметах. Так мы получаем на выходе из школы мотивированных выпускников, которые точно знают, в какой области они хотят развиваться дальше, заранее знают профессию и специальность, на которую собираются поступать. А потом – грамотных специалистов.
Словом, все это очень взаимосвязано. И наша задача – почувствовать каждого ребенка и помочь ему раскрыться. Это очень непросто, но это, на мой взгляд, главное в работе.
– Сейчас, спустя годы работы, не хотели бы поменять профиль и выбрать специальность не учителя начальных классов, а, например, учителя истории?
– Нисколько! Я всегда считала, что учитель начальных классов – это один из самых главных людей в жизни ребенка на протяжении всей его школьной жизни. Это человек, который закладывает фундамент в развитие еще маленькой, но уже личности. Это огромная ответственность. Но когда видишь отдачу, результат своего труда, стимул расти и развиваться становится еще больше.
– Честно говоря, затрудняюсь ответить. Какие-то грандиозные цели в плане карьерного роста я никогда перед собой не ставила. Всегда казалось, что нужно просто ответственно выполнять свою работу и подходить к ней с душой. Наверное, такое отношение помогло мне заслужить авторитет в глазах старших коллег, и мои старания заметили. Думаю, ничего в жизни не бывает просто так. Конечно, рада, что мой профессиональный путь складывается таким образом. Начинала вообще с должности воспитателя группы продленного дня. Сегодня с теплом вспоминаю о каждом этапе карьеры. Признаться, больше всего ностальгирую именно по тому времени, когда работала учителем начальных классов. Несмотря на все трудности и нюансы, это было для меня своего рода отдушиной, я вдохновлялась успехами своих малышей, пусть даже совсем маленькими, и с удовольствием наполняла их новыми знаниями.
Сейчас на мне гораздо большая ответственность – должна суметь уделить внимание каждому школьнику и при этом заниматься вопросами администрирования, выполнять параллельно огромное множество задач. Думаю, то, с какой нагрузкой и объемом работы приходится сталкиваться завучам, понять смогут только те, кто был в этой роли. Очень трудно. Но вместе с тем безумно интересно, каждый новый день готовит много сюрпризов, границы ответственности растут, ты постоянно находишься в движении, развиваешься, с каждым днем становишься опытнее, мудрее, сильнее… Расслабляться времени нет вообще. Но в этом есть что-то такое, что дает силы двигаться дальше, стремиться к чему-то большему и делиться своими знаниями с учащимися.
– Уже не раз убеждаюсь: молодо – не значит зелено. Сегодня в нашей стране для молодежи открыты все двери, есть масса возможностей реализоваться и добиться успехов. На молодых людей возлагают большую ответственность. Думаю, Вы все это прочувствовали на себе. Интересно, как встречают молодых управленцев в коллективе?
– Уж с чем, а с коллективом мне точно повезло! Начиная от директора школы и заканчивая техперсоналом, мы трудимся одной большой командой. Никакого скептицизма или предвзятого отношения никогда не ощущала, напротив, всегда знала и сейчас знаю, что каждый учитель нашей школы при надобности придет на помощь, подскажет и даст совет. Средняя школа №3 города Новогрудка не первое мое место работы, до этого трудилась в новогрудской гимназии №1, в Воробьевичской средней школе. И каждый раз меня окружали замечательные, искренние люди, у которых многому научилась. Благодарна каждому, кто встречался на моем профессиональном пути.
Вообще, считаю, что коллектив является одной из важнейших составляющих в работе. Если в команде неравнодушные люди, с которыми у вас общие цели и взгляды, то достичь успеха куда проще. В педагогическом коллективе, думаю, каждый должен понимать, что мы не просто учим детей, а воспитываем личность, граждан нашей страны, от которых будет зависеть жизнь государства в будущем. И ошибиться здесь нельзя. Нужно не только дать знания, а развить самые лучшие и важные человеческие качества: патриотизм, трудолюбие, ответственность, инициативность, сострадание. Сейчас как раз наступило то время, когда мы должны своим примером показывать все это. Конечно, здесь все зависит не только от учителей – всего этого можно добиться только в тесной связке с самим учащимся и его родителями. И если все участники образовательного процесса смотрят в одном направлении, то результат не заставит себя ждать!
– По-вашему, какими главными качествами должен обладать современный педагог?
– Безусловно, необходимо идти в ногу со временем, найти «коннект» с современной молодежью, нужно быть мобильным, организованным, постоянно совершенствовать знания, изучать новые образовательные технологии и подходы, следить за трендами в профессиональной среде. Только таким образом, на мой взгляд, можно качественно донести знания до учащихся и заинтересовать их.
– Все неизведанное вызывает некий страх, это факт. Но это только до тех пор, пока не приходит осознание, понимание происходящего. Важно то, что о грядущих изменениях мы узнали задолго «до». И времени, чтобы вникнуть во все и подготовиться, у нас достаточно. С учащимися и родителями мы проводили и проводим разъяснительную работу. Сегодня наши выпускники в полной мере осведомлены о том, что их ждет, готовятся к сдаче централизованных экзаменов. Недавно по всей стране прошла большая репетиция ЦЭ, и дети смогли уже сполна ощутить, как все будет проходить.
Важно понимать, что мы говорим не о каких-то изменениях в школьной программе: на уровень знаний учащихся новации никак не повлияют. Меняются форма сдачи, организация процесса, подходы. Все это будет в новинку. Но если посудить, то для ребят, которые будут выпускаться в 2023 году, новинкой были бы и обычные экзамены и централизованное тестирование, которые сдавали до этого года. Выпускной класс – это всегда стресс. Все, что требуется от выпускников – знания и готовность их продемонстрировать. А еще важно понимать, что все эти новшества, о которых мы говорим, направлены в первую очередь на пользу самих абитуриентов. Сейчас у ребят появляется гораздо больше возможностей для того, чтобы поступить, и существенно уменьшается нагрузка при сдаче экзаменов после 11 класса. Думаю, пользу от нововведений мы ощутим уже очень скоро и сами выпускники тоже убедятся в этом. Одно уже известно точно – молодежь будет более осознанно подходить к выбору профессии, а университеты получат более мотивированных, заинтересованных студентов.
– Нынешний учебный год в целом войдет в историю белорусской системы образования как один из самых новационных: в силу вступил обновленный Кодекс об образовании, который внес определенные коррективы в образовательный процесс. Как они отразились в реальной жизни?
– Образовательная среда обязана идти в ногу со временем. Сегодня, думаю, уже каждый осознал, что обновления в Кодексе были необходимы, у нас появилось гораздо больше возможностей для реализации потенциала учащихся. Одно из важных нововведений, к примеру, получение обязательного общего среднего образования. Думаю, эта норма позволит ребятам более взвешенно подходить к выбору профессионального пути.
Считаю правильным и то, что теперь при поступлении выпускнику необходимо будет предъявить характеристику с места учебы. Думаю, это станет дополнительным стимулом активнее проявлять себя в учебе, спорте, культурной и общественной жизни.
И эти, и другие новшества направлены на повышение качества образования. И, как показало время, соответствуют тенденциям развития современного общества.
– Вы правы, педагог – это человек, увлеченный работой 24/7. Со временем действительно трудно, но я научилась находить баланс между работой и личной жизнью. Потому что семья для меня – главное в жизни, а работа – ее неотъемлемая часть.
Мне безумно повезло с мужем. У нас никогда не возникает конфликтов, если приходится задержаться на работе. Он всегда подстрахует, если какие-то непредвиденные обстоятельства, относится с пониманием.
Дочь и муж – главные люди для меня. Мы очень любим друг друга, все свободное время стараемся проводить вместе. Любимое совместное занятие – путешествия по родной Беларуси. Мы обожаем открывать для себя новые места, бываем в разных городах и областях, без ума от величественных замков, старинных усадеб, от красивейших пейзажей нашей синеокой страны. Наши маленькие путешествия в первую очередь мы организовываем для дочери: я уверена, что патриотизм в душе у каждого человека рождается благодаря познанию культуры, истории и традиций родного государства.
– И напоследок: кем видите себя лет так через 10?
– По правде, никогда об этом не думала. Но когда вы задали вопрос, в голове сразу сложилась картинка, на которой мы с мужем и счастливые улыбки наших детей. Кстати, большая семья – это моя мечта. А еще вижу себя гражданином свободной и независимой страны. Очень хочется, чтобы родная Беларусь становилась краше, чтобы мы всегда жили под мирным небом, в единстве и согласии друг с другом.
О любви к профессии
– Елена Сергеевна, чаще всего в разговоре с педагогами выясняется, что их профессия – не случайный выбор, а осознанное решение, порой даже мечта. Как получилось, что Вы стали учителем?– Именно так было и в моем случае! Сначала это были просто детские мечты – усаживала на диван своих игрушек и кукол, учила их читать и писать, когда сама еще едва это умела. Потом – первый класс, первая учительница… Мечта стремительно переросла в настоящую цель. Возможно, жизнь сложилась бы иначе, но, глядя на свою первую учительницу Татьяну Владимировну Кадуцкую, я уже не представляла себя никем другим. Она была не просто педагогом по призванию, а человеком с большой душой и добрым сердцем, способным превратить процесс получения знаний в увлекательное занятие. К ней тянулись все ребята, мне очень хотелось быть похожей на Татьяну Владимировну. К старшей школе ничего не изменилось: я была намерена поступать на педагогическую специальность, а именно на учителя начальных классов. Сейчас за плечами уже педколледж, университет, без малого 10 лет стажа, а перед глазами все так же образ нашей Татьяны Владимировны. И все так же она для меня остается примером истинного педагога.
– Профессия педагога уникальна тем, что у вас есть возможность переживать важнейшие моменты по многу раз. Первый урок, выпускной звонок, первая победа. Все эти этапы учителя проходят вместе со своими подопечными снова и снова. Помните ли Вы свой первый урок в качестве учителя?
– Конечно, помню! Это событие по важности занимает не менее значимое место, чем день, когда я сама пошла в первый класс. Было очень волнительно: ты, едва распрощавшись со студенческой жизнью, готовишься взять на себя ответственность за целый класс детей! А они глазами, полными страха, волнения и любопытства, смотрят на тебя, как бы спрашивая: «И что же нас ждет?». Ох, сколько эмоций переживаешь в такой момент! Понравлюсь ли я детям? Что подумают родители? Как расположить к себе малышей? Смогу ли я оправдать их надежды? А что, если кто-то из ребят вдруг расплачется? Думаю, это знакомо каждому учителю. Но профессия наша тем и уникальна, что времени на раскачку просто нет. Ты либо становишься учителем здесь и сейчас, принимая все тонкости и нюансы профессии, либо не справляешься с этим непростым делом и ищешь себя в чем-то другом.
О главном в работе
– А если говорить о главном в работе. Что для Вас в приоритете?– Очень важно суметь раскрыть каждого ученика. Возможно, некоторые коллеги со мной не согласятся, но я считаю, что не бывает плохих детей. Бывают дети, которым нужно больше внимания и заботы. Порой многое зависит от семьи и родителей – воспитания, времени, которое проводят мама и папа со своим ребенком. Мы, педагоги, должны четко осознавать, что не все дети одинаковые. Если одному хорошо дается, например, математика, то нужно суметь раскрыть в нем талант к точным наукам, поддержать его и увлечь этим предметом. Если другому интереснее биология, изучение окружающего мира, строение живых организмов, то нужно дать ребенку возможность с головой погрузиться в это. Конечно, важно при этом соблюдать баланс и не забывать о других предметах. Так мы получаем на выходе из школы мотивированных выпускников, которые точно знают, в какой области они хотят развиваться дальше, заранее знают профессию и специальность, на которую собираются поступать. А потом – грамотных специалистов.
Словом, все это очень взаимосвязано. И наша задача – почувствовать каждого ребенка и помочь ему раскрыться. Это очень непросто, но это, на мой взгляд, главное в работе.
– Сейчас, спустя годы работы, не хотели бы поменять профиль и выбрать специальность не учителя начальных классов, а, например, учителя истории?
– Нисколько! Я всегда считала, что учитель начальных классов – это один из самых главных людей в жизни ребенка на протяжении всей его школьной жизни. Это человек, который закладывает фундамент в развитие еще маленькой, но уже личности. Это огромная ответственность. Но когда видишь отдачу, результат своего труда, стимул расти и развиваться становится еще больше.
О должности заместителя директора
– Насколько я знаю, в качестве учителя начальных классов Вы проработали совсем не долго – поступило предложение стать завучем. Для Вас это стало неожиданностью или, скорее, логичной оценкой ваших стараний?– Честно говоря, затрудняюсь ответить. Какие-то грандиозные цели в плане карьерного роста я никогда перед собой не ставила. Всегда казалось, что нужно просто ответственно выполнять свою работу и подходить к ней с душой. Наверное, такое отношение помогло мне заслужить авторитет в глазах старших коллег, и мои старания заметили. Думаю, ничего в жизни не бывает просто так. Конечно, рада, что мой профессиональный путь складывается таким образом. Начинала вообще с должности воспитателя группы продленного дня. Сегодня с теплом вспоминаю о каждом этапе карьеры. Признаться, больше всего ностальгирую именно по тому времени, когда работала учителем начальных классов. Несмотря на все трудности и нюансы, это было для меня своего рода отдушиной, я вдохновлялась успехами своих малышей, пусть даже совсем маленькими, и с удовольствием наполняла их новыми знаниями.
Сейчас на мне гораздо большая ответственность – должна суметь уделить внимание каждому школьнику и при этом заниматься вопросами администрирования, выполнять параллельно огромное множество задач. Думаю, то, с какой нагрузкой и объемом работы приходится сталкиваться завучам, понять смогут только те, кто был в этой роли. Очень трудно. Но вместе с тем безумно интересно, каждый новый день готовит много сюрпризов, границы ответственности растут, ты постоянно находишься в движении, развиваешься, с каждым днем становишься опытнее, мудрее, сильнее… Расслабляться времени нет вообще. Но в этом есть что-то такое, что дает силы двигаться дальше, стремиться к чему-то большему и делиться своими знаниями с учащимися.
– Уже не раз убеждаюсь: молодо – не значит зелено. Сегодня в нашей стране для молодежи открыты все двери, есть масса возможностей реализоваться и добиться успехов. На молодых людей возлагают большую ответственность. Думаю, Вы все это прочувствовали на себе. Интересно, как встречают молодых управленцев в коллективе?
– Уж с чем, а с коллективом мне точно повезло! Начиная от директора школы и заканчивая техперсоналом, мы трудимся одной большой командой. Никакого скептицизма или предвзятого отношения никогда не ощущала, напротив, всегда знала и сейчас знаю, что каждый учитель нашей школы при надобности придет на помощь, подскажет и даст совет. Средняя школа №3 города Новогрудка не первое мое место работы, до этого трудилась в новогрудской гимназии №1, в Воробьевичской средней школе. И каждый раз меня окружали замечательные, искренние люди, у которых многому научилась. Благодарна каждому, кто встречался на моем профессиональном пути.
Вообще, считаю, что коллектив является одной из важнейших составляющих в работе. Если в команде неравнодушные люди, с которыми у вас общие цели и взгляды, то достичь успеха куда проще. В педагогическом коллективе, думаю, каждый должен понимать, что мы не просто учим детей, а воспитываем личность, граждан нашей страны, от которых будет зависеть жизнь государства в будущем. И ошибиться здесь нельзя. Нужно не только дать знания, а развить самые лучшие и важные человеческие качества: патриотизм, трудолюбие, ответственность, инициативность, сострадание. Сейчас как раз наступило то время, когда мы должны своим примером показывать все это. Конечно, здесь все зависит не только от учителей – всего этого можно добиться только в тесной связке с самим учащимся и его родителями. И если все участники образовательного процесса смотрят в одном направлении, то результат не заставит себя ждать!
– По-вашему, какими главными качествами должен обладать современный педагог?
– Безусловно, необходимо идти в ногу со временем, найти «коннект» с современной молодежью, нужно быть мобильным, организованным, постоянно совершенствовать знания, изучать новые образовательные технологии и подходы, следить за трендами в профессиональной среде. Только таким образом, на мой взгляд, можно качественно донести знания до учащихся и заинтересовать их.
О новациях в образовании
– С этого года в Беларуси меняются правила вступительной кампании. Не секрет, что как для учителей, так и для детей и их родителей это своего рода испытание, с которым нужно достойно справиться. На ваш взгляд, чем вызвана необходимость новаций в подходах во вступительной кампании?– Все неизведанное вызывает некий страх, это факт. Но это только до тех пор, пока не приходит осознание, понимание происходящего. Важно то, что о грядущих изменениях мы узнали задолго «до». И времени, чтобы вникнуть во все и подготовиться, у нас достаточно. С учащимися и родителями мы проводили и проводим разъяснительную работу. Сегодня наши выпускники в полной мере осведомлены о том, что их ждет, готовятся к сдаче централизованных экзаменов. Недавно по всей стране прошла большая репетиция ЦЭ, и дети смогли уже сполна ощутить, как все будет проходить.
Важно понимать, что мы говорим не о каких-то изменениях в школьной программе: на уровень знаний учащихся новации никак не повлияют. Меняются форма сдачи, организация процесса, подходы. Все это будет в новинку. Но если посудить, то для ребят, которые будут выпускаться в 2023 году, новинкой были бы и обычные экзамены и централизованное тестирование, которые сдавали до этого года. Выпускной класс – это всегда стресс. Все, что требуется от выпускников – знания и готовность их продемонстрировать. А еще важно понимать, что все эти новшества, о которых мы говорим, направлены в первую очередь на пользу самих абитуриентов. Сейчас у ребят появляется гораздо больше возможностей для того, чтобы поступить, и существенно уменьшается нагрузка при сдаче экзаменов после 11 класса. Думаю, пользу от нововведений мы ощутим уже очень скоро и сами выпускники тоже убедятся в этом. Одно уже известно точно – молодежь будет более осознанно подходить к выбору профессии, а университеты получат более мотивированных, заинтересованных студентов.
– Нынешний учебный год в целом войдет в историю белорусской системы образования как один из самых новационных: в силу вступил обновленный Кодекс об образовании, который внес определенные коррективы в образовательный процесс. Как они отразились в реальной жизни?
– Образовательная среда обязана идти в ногу со временем. Сегодня, думаю, уже каждый осознал, что обновления в Кодексе были необходимы, у нас появилось гораздо больше возможностей для реализации потенциала учащихся. Одно из важных нововведений, к примеру, получение обязательного общего среднего образования. Думаю, эта норма позволит ребятам более взвешенно подходить к выбору профессионального пути.
Считаю правильным и то, что теперь при поступлении выпускнику необходимо будет предъявить характеристику с места учебы. Думаю, это станет дополнительным стимулом активнее проявлять себя в учебе, спорте, культурной и общественной жизни.
И эти, и другие новшества направлены на повышение качества образования. И, как показало время, соответствуют тенденциям развития современного общества.
О семье и увлечениях
– Елена Сергеевна, не секрет, что редко учитель, выходя за порог школы, перестает быть учителем.– Вы правы, педагог – это человек, увлеченный работой 24/7. Со временем действительно трудно, но я научилась находить баланс между работой и личной жизнью. Потому что семья для меня – главное в жизни, а работа – ее неотъемлемая часть.
Мне безумно повезло с мужем. У нас никогда не возникает конфликтов, если приходится задержаться на работе. Он всегда подстрахует, если какие-то непредвиденные обстоятельства, относится с пониманием.
Дочь и муж – главные люди для меня. Мы очень любим друг друга, все свободное время стараемся проводить вместе. Любимое совместное занятие – путешествия по родной Беларуси. Мы обожаем открывать для себя новые места, бываем в разных городах и областях, без ума от величественных замков, старинных усадеб, от красивейших пейзажей нашей синеокой страны. Наши маленькие путешествия в первую очередь мы организовываем для дочери: я уверена, что патриотизм в душе у каждого человека рождается благодаря познанию культуры, истории и традиций родного государства.
– И напоследок: кем видите себя лет так через 10?
– По правде, никогда об этом не думала. Но когда вы задали вопрос, в голове сразу сложилась картинка, на которой мы с мужем и счастливые улыбки наших детей. Кстати, большая семья – это моя мечта. А еще вижу себя гражданином свободной и независимой страны. Очень хочется, чтобы родная Беларусь становилась краше, чтобы мы всегда жили под мирным небом, в единстве и согласии друг с другом.
Источник: https://grodnonews.by