ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
14.07.2022Одной из составляющих профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования является исследовательская компетентность. Актуальность ее обусловлена, прежде всего, инновационными преобразованиями, которые на протяжении последнего времени осуществляются в системе дошкольного образования.
Образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателями задачи обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формирование начал творческой личности, усиления практической ориентированности деятельности дошкольников. Реализация их требует изменения подходов к организации образовательного процесса, совершенствования собственной педагогической позиции, исследовательского поиска и проявления творческого начала.
Светлана Абрамчик, методист управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО "Гродненский областной институт развития образования", провела практикум для воспитателей дошкольного образования по решению педагогической задачи.
Встреча состоялась в рамках реализации регионального педагогического проекта «Развитие исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного образования».
– Эффективно решать поставленные задачи может педагог, обладающий развитой исследовательской компетентностью, которая проявляется в стремлении к профессиональному саморазвитию, активной исследовательской позиции, методологических знаниях, умениях организовать исследовательскую деятельность с целью решения профессиональных задач, способности к рефлексии, – поделилась Светлана Анатольевна. – Необходимость осуществления исследовательской деятельности связана с такими профессиональными функциями воспитателя дошкольного образования, как проведение педагогической диагностики, проектирование развивающей предметно-пространственной среды, изучение запросов, проблем, эффективного опыта семейного воспитания, изучение и обобщение собственного педагогического опыта и опыта своих коллег, самообразование, организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
Спикер отметила, что наиболее значимыми исследовательскими умениями воспитателя дошкольного образования являются: умение работать с первоисточниками, умение наблюдать, анализировать педагогические явления и факты, умение составлять и решать педагогическую задачу, умение формулировать гипотезу, умение разработать и провести педагогический эксперимент, умение обобщить и представить материал в виде отчета, доклада, проекта образовательного мероприятия.
– Умение составлять и решать педагогическую задачу в современных условиях является наиболее значимым в деятельности воспитателя дошкольного образования, так как это умение непосредственно связано с повседневной профессиональной деятельностью, с педагогическими ситуациями, требующими для своего разрешения применения методов исследовательской деятельности, – подчеркнула методист областного института развития образования.
Мероприятие прошло на базе ГУО «Ясли-сад № 52 г. Гродно».
Источник: https://groiro.by