РУС БЕЛ ENG 中文

Кто починит электрокар? В Гродно готовят специалистов по обслуживанию электротранспорта

10.01.2022

 

Кто починит электрокар? В Гродно готовят специалистов по обслуживанию электротранспорта

Электрификация транспорта породила необходимость готовить специалистов, которые смогут обслуживать автомобили нового поколения.

Приставка «электро» сегодня есть, пожалуй, у всех привычных нам предметов быта. И если, к примеру, электрочайник – прибор давно известный, то об электромобилях всерьез говорить начали в последние лет пять-семь. В нашей стране тема стала набирать популярность в связи с прогрессивным по меркам постсоветского пространства законодательством: владельцам электрокаров предоставили столько бонусов и стимулов, что даже далекий от вопросов экологии (а это одно из преимуществ электромобилей) человек задумался бы о приобретении диковинного авто. И вот результат: если в 2020 году число электрокаров в стране было на уровне 800, то уже в 2021-м, по данным Министерства энергетики, достигло больше 4 000. А недавно Президент подписал очередной указ, расширяющий льготы и преференции по ввозу на все категории электромобилей.

Активная электрификация транспорта породила необходимость в подготовке специалистов, которые смогут обеспечивать обслуживание автомобилей нового поколения. И если до сих пор подготовку таких кадров осуществляли только в БНТУ, то уже с этого года специалистов по обслуживанию, диагностике и ремонту электромобилей готовят в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы на факультете инновационных технологий машиностроения.

Есть проект – будут кадры

По словам декана факультета Александра Воронцова, в целом система организации транспортных потоков и сервис транспортных средств – одно из самых актуальных и востребованных обществом направлений.

IMG_8660.JPG
– Предпосылкой в глобальном плане к открытию новой специальности «Электрический и автономный транспорт» в Гродненской области стал запуск БелАЭС. В стране и регионе появляется избыток энергии, и ее нужно направлять на электрификацию и обеспечение энергоемких технологических процессов, в том числе на развитие инфраструктуры в виде стационарных зарядных станций для массового потребителя, – говорит Александр Воронцов. – Автомобили на автономном ходу (гибридные и электрические транспортные средства) становятся все более популярны в нашей стране. Так, к примеру, компания Geely уже готова предложить серийный автомобиль, который будет использовать электрическую батарею в качестве силового агрегата. Помимо инфраструктурных вопросов возник и кадровый. Есть ли достаточное количество инженерных кадров, способных обеспечивать работу этой инфраструктуры? Именно тогда Купаловский университет и наш факультет в частности задумались о том, как может быть вовлечен в тенденцию развития транспорт с электроприводом. Получив одобрение Министерства образования и Министерства транспорта, уже в этом году мы открыли набор на новую специальность.

IMG_8531.JPG

Типовой учебный план ориентирован на подготовку специалистов с квалификацией «инженер-электромеханик». Это значит, на выходе выпускники смогут обслуживать, эксплуатировать, ремонтировать транспортные средства, оснащенные большим количеством электроприводов, электрическими системами управления, в том числе двигателями, контроллерами и прочим. Речь идет не только об электромобилях, автобусах и троллейбусах на электрическом ходу, но и о электромопедах, скутерах и самокатах.

То, что новая специальность будет востребована среди абитуриентов, было понятно еще на стадии обсуждения этой идеи. Однако сегодня это подтверждают и цифры набора на специальность «Электрический и автономный транспорт», который был выполнен полностью на бюджетные места, также абитуриенты проявили интерес к обучению на платной основе. Всего поступили 18 человек, проходной балл на бюджет составил 280, на платное отделение – 234.

IMG_8636.JPG

Увидеть перспективы

Никита Сакович – один из тех, кто профессию специалиста в сфере электротранспорта выбирал не случайно. Молодой человек уверен: за электромобилями будущее, а значит, впереди его ждут хорошие перспективы, включая достойную заработную плату и интересную работу. Более того, в будущем парень собирается приобрести автомобиль и всерьез задумывается о том, чтобы отдать предпочтение машине нового поколения – на электрическом ходу. А потому навыки, полученные в университете, пригодятся не только в работе, но и в частной жизни.
IMG_8655.JPG
  – Я недолго размышлял, куда поступать. Сразу знал, что будущая профессия будет связана с машиностроением, а когда в ГрГУ появилась новая специальность, сомнений не осталось: нужно попробовать. Мой выбор поддержали родители, я объяснил им, в чем преимущества электротранспорта, почему это сегодня актуально и какие у меня перспективы, – рассказывает Никита. – Я уже сейчас примерно знаю и присматриваю, где могу работать в будущем, а к моменту окончания университета, уверен, вариантов будет еще больше, ведь с каждым годом тема электромобилей становится все более популярной.

IMG_8601.JPG

Перспективы трудоустройства

Предварительный поиск будущих рабочих мест для студентов новой специальности – один из главных приоритетов факультета инновационных технологий машиностроения. По словам декана факультета, прежде чем открывать набор, был детально изучен рынок труда и реально очерчен круг организаций и предприятий, которые заинтересованы в специалистах в области электротранспорта. Так, например, ФИТМ наладил тесное сотрудничество с УГП «Гродненское троллейбусное управление» и автобусным парком, РУП «Гродноэнерго», ОАО «Белкард», ОАО «Гроднооблавтотранс», другими организациями. Заявки на распределение для будущих специалистов обеспечили как государственные, так и частные компании.

– Кроме того, в 2018 году был открыт филиал кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей на базе ООО «Альфорт», которое является официальным дилером Geely в Гродно. На сегодняшний день компания «Альфорт» накопила огромный опыт и имеет возможность компетентно обслуживать автомобили. На ее базе ведется подготовка специалистов по технической эксплуатации автомобилей, а вскоре и студенты нашей новой специальности смогут там получать опыт, – говорит Александр Воронцов. – Также еще до создания специальности мы открыли филиал на базе ООО «Флагман» – это станция техобслуживания автомобилей, которая специализируется на ремонте и диагностике гибридных и электрических автомобилей. Кроме того, мы налаживаем взаимодействие с компанией Bosсh, которая видит возможность поставки диагностического оборудования для организации учебного процесса в лаборатории факультета.

IMG_8609.JPG

IMG_8625.JPG

К слову, то, что актуальность профессий в сфере электротранспорта будет расти, отмечают и официальные представители Geely. Ведь уже скоро стартуют продажи электромобилей Geometry C.

Первые – за экологию

На электромобили активно начали переходить не только наши граждане, но и промышленные предприятия. Гродно стал первым областным центром, где появились бесконтактные троллейбусы. Их главное преимущество – экономичность и удобство в использовании. Плюсы нового общественного транспорта уже успели подчеркнуть многие. Однако самым главным преимуществом, подчеркивает директор УГП «Гродненское троллейбусное управление» Виктор Шарейко, остается экологичность и экономичность автономного транспорта.

шарейко.jpg
– Сегодня многие мировые производители один за другим объявляют о намерении сделать выпуск электромобилей своей главной целью, и это логично, ведь массовый переход на электротранспорт объясняется производителями прежде всего заботой об экологии. И это та тенденция, которой мы все должны придерживаться, – говорит Виктор Шарейко. – Сегодня жителей города обслуживают 15 троллейбусов с автономным ходом. Некоторые из них за все время эксплуатации проехали по городу уже около 500 тысяч километров. До конца года прибудут еще три таких троллейбуса. Мы понимаем, что такой вид транспорта будет все активнее входить в нашу жизнь. Поэтому, когда в Купаловском университете возникла идея обучать специалистов по обслуживанию электротранспорта, мы не могли не поддержать эту инициативу.

По словам Виктора Шарейко, в троллейбусном управлении рады не только готовым специалистам, заявки на них уже поданы в университет. Здесь готовы принимать ребят на практику, обучать их необходимым навыкам, делиться опытом.

– Наши выпускники могут работать практически во всех отраслях народного хозяйства: на машиностроительных производствах, в сфере ЖКХ, страховых компаниях, СТО, в организации транспортного контроля, ГАИ, МЧС и многих других, – говорит Александр Воронцов. – К примеру, автономные системы позволяют мониторить качество урожая на полях, обеспечивать безоператорное управление техникой. Яркий пример – отечественный производитель ОАО «Белаз», техника которого эксплуатируется за счет дистанционных форм управления, то есть автономно. А значит, нуждается в обслуживании профильными специалистами.

IMG_8553.JPG

Сомнений нет: конкурс на «Электрический и автономный транспорт» будет только расти – уж очень привлекает нынешнюю молодежь перспектива современной и, главное, прикладной профессии. Особенно, если учесть положительные отзывы первооткрывателей новой специальности.

IMG_8648.JPG
Источник: https://grodnonews.by