РУС БЕЛ ENG 中文

ПОСЛЕ ШКОЛЫ ВНАЧАЛЕ ПОИГРАТЬ, ПОТОМ ЗА «ДОМАШКУ». ЧТО ЕЩЕ СОВЕТУЮТ ШКОЛЬНИКАМ ВРАЧИ-ГИГИЕНИСТЫ

14.09.2021

Школьная адаптация — сложный и многоступенчатый процесс. Но он позволяет ребенку приобрести важные навыки школьной жизни — умение работать в классе, общаться с другими учениками на уроке и вне его, словом, адекватно реагировать на условия образовательной среды. О том, как быстро и комфортно адаптироваться в школьной среде, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Наталья Людвикевич.

Становится плаксивым и жалуется на сон

Школьная адаптация начинается с первых дней пребывания в учебном заведении. Занимает она, как правило, 5–6 недель, из которых наиболее сложными становятся первые четыре. Переход ребенка из детского садика в новую микросоциальную среду оказывает ощутимые эмоциональные воздействия и требует перестройки сформировавшихся стереотипов поведения и форм общения.
 
Первый год обучения — период адаптации подростка к новым жизненным условиям. Протекает он по-разному. Многие первоклашки долго не могут привыкнуть к новой обстановке. Им трудно сидеть на уроках, своевременно выполнять все задания. У многих шестилеток недостаточно развито внимание, что может быть связано с повышенной впечатлительностью.
 
В первые месяцы пребывания в школе ребенок может жаловаться на усталость, головные боли, раздражительность. Он ставится плаксивым, и у него нарушается сон. Нередко появляется чувство страха. Возникновение многих симптомов определяется индивидуальными особенностями ребенка.
 
Как облегчить адаптацию к школе
 
Облегчит адаптацию к школе хорошо продуманная обстановка дома. Школьнику необходимо отвести постоянное место для занятий. Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать его росту. Наиболее подходящим будет стол, высота которого на два сантиметра выше локтя стоящего рядом ребенка. Если стол выше, целесообразно под ноги поставить скамеечку, а на сиденье стула положить что-нибудь жесткое.
 
Родителям рекомендуется внимательно следить за тем, чтобы ребенок не наклонялся низко над книгой, тетрадью. Проверьте, соблюдает ли малыш расстояние от глаз до поверхности стола (самое удобное — 30–35 см).
 
Стол ребенка должен быть хорошо освещен, лучше всего размещать его у окна. Свет должен падать слева. Зимой, когда темнеет рано, необходимо предусмотреть равномерное искусственное освещение.
 
При чтении полезно приучать детей пользоваться специальной подставкой для книг. Она устанавливается под углом в 40 градусов к горизонтальной поверхности стола. Это облегчает работу глаз и делает ее менее утомительной.
 
Первоклашки лишены «домашки»
 
По санитарно-гигиеническим требованиям домашние задания для учащихся первых классов не задаются в течение всего учебного года.
 
Школьникам старшего возраста не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Ребенок должен хорошо отдохнуть, поиграть на воздухе, чтобы снять усталость и восстановить силы.
 
При выполнении домашнего задания необходимо создать спокойную обстановку, так как дополнительные источники шума (телевизор, радиоприемник и др.) могут мешать ребенку. Музыка или разговор отвлекают внимание, мешают сосредоточиться и поэтому повышают степень утомления ребенка от выполняемой работы.
 
Как часто можно смотреть телевизор
 
В учебный период ребенок может смотреть телепередачи не более 20–30 минут и не чаще 2–3 раз в неделю, а в выходные дни — до 40 минут. Необходимо помнить, что вечерние просмотры телепередач перегружают нервную систему ребенка.
 
Для успешной адаптации и профилактики утомления очень важно соблюдать оптимальный режим дня. В личном расписании необходимо предусмотреть время подъема, занятий в школе, прогулок и подвижных игр на воздухе, закаливающих процедур. Не забудьте о рациональном питании, дневном отдыхе и полноценном ночном сне.
 
Чем и как кормить школьника
 
Питание ребенка дома должно быть регулярным, умеренным и разнообразным. Оптимальными считаются интервалы между приемами пищи не менее 3,5 и не более 4 часов. Особое внимание стоит уделить употреблению молочных продуктов, крупяных каш, овощей, фруктов, соков, продуктов, обогащенных полезными минеральными веществами и витаминами.
 
 
Сколько можно гулять на улице
 
Детям свойственна естественная потребность в движении. Им крайне полезны подвижные игры, физические упражнения на свежем воздухе, что укрепляет здоровье и повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. В учебные дни шестилетний ребенок должен бывать на свежем воздухе не менее 3–3,5 часа.
 
В период адаптации к школе не следует загружать ребенка занятиями в различных кружках и секциях. Интенсивные внешкольные нагрузки затруднят и затянут процесс привыкания к обучению в школе. 
 
Поддержите малыша
 
Чтобы ребенок легче и быстрее адаптировался к новым условиям, он должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в его старания. Безусловно, поначалу у школьника не все получается, поэтому очень важно в этот период сохранять доброжелательное, спокойное, подбадривающее отношение к ребенку.
 
Источник : https://rgazeta.by
поделиться в: