В спецпроекте «Школьный меридиан» рассказываем о СШ № 1 г.п. Кореличи
08.02.2021
В чем заключается дух исследования?
Пытлив ум человека. Сколько бы нам ни было лет, мы всегда задаем себе вопросы: что? зачем? и почему? Со временем наши вопросы становятся сложнее, и уже недостаточно одного ответа взрослых. Появляется желание подтвердить полученную информацию, проверить ее на практике. Если настал такой момент, то тебе к нам, в учебно-исследовательское общество учащихся «Юный исследователь». Наше общество — это содружество детей и взрослых, учащихся и учителей, стремящихся к научному и творческому поиску. Сегодня оно объединяет в своем составе 34 учащихся, которые проводят учебные исследования в рамках десяти секций.
За годы работы учебно-исследовательского общества его участники работали над различными проблемами: анализировали литературные произведения; изучали объекты живой и неживой природы; доказывали, что одно уравнение может являться математической моделью различных задач; выступали с рационализаторскими предложениями. Работы учащихся неоднократно становились победителями районных и областных исследовательских конференций и конкурсов. За последние пять лет учащимися школы завоеваны 12 дипломов районного, 10 – областного («Хрустальная Альфа», «Я познаю мир», «Край Гарадзенскі» и др.) и 2 – республиканского уровней (республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференции) по учебному предмету «География», республиканский конкурс экологических проектов «Зеленая школа»).
Мое знакомство с деятельностью учебно-исследовательского общества учащихся «Юный исследователь» состоялось в 2017 году, когда Малиновская Ольга Ивановна пригласила нас принять участие в исследовании, проводимом в рамках секции «География». До этого меня привлекали к проведению мини-исследований, однако участвовать в написании исследовательской работы не приходилось. Это оказалось для меня новым и интересным. С новым опытом появились и новые вопросы: что делать? как делать? где искать информацию? Я не до конца понимала, насколько это тяжелый труд. Основным «локомативом» была Ольга Ивановна. Она уже не раз вместе с учащимися находила интересные темы и знакомила с результатами исследований не только район, но и область. «Неизвестная география наличников» — работа на тему, главный предмет которой на столько незаметный и обычный, на сколько новый и неожиданный. Кажется, что можно увидеть в обычном деревянном окне? Теперь я знаю ответ: наше прошлое, а именно традиции наших предков, их верования. Вся информация о наличниках собиралась по крупицам, ведь эта тема досконально не изучалась. И в этом и есть дух исследования. С результатами исследования мы не только покорили область, но и республику (2 место). И это была самая долгожданная и самая значительная победа не только для нашего учреждения, но и для района. Я не могу сказать, что это было легко, но вкус победы и понимание того, что ты смог, стоит этого.
Одной из самых результативных секций учебно-исследовательского общества учащихся «Юный исследователь» является секция «Начальные классы». Ежегодно под руководством Хиневич Марии Николаевны ребята проводят эколого-биологические исследования. О результативности проводимой работы говорят многочисленные победы. В копилке юных исследователей 7 дипломов, 4 из которых областного и республиканского уровней. И это только за последние три года!.. Что же подтолкнуло ребят к учебно-исследовательской деятельности? Какие умения и навыки они приобрели? Что стало самым запоминающимся в процессе исследования? С этими вопросами я обратилась к участникам секции «Начальные классы».
— Сколько себя помню, я всегда любила растения, любила наблюдать за животными, особенно за совами, которые живут под окнами нашего класса. Я задавала много вопросов и с помощью взрослых всегда находила на них ответы. Однажды я услышала о борщевике Сосновского, узнала, что это очень опасное растение. В чем заключается опасность данного растения? С этим вопросом я обратилась к Марии Николаевне. Так и появилась тема нашего исследования, – говорит Надежда Кошур.
— В ходе исследовательской деятельности я научился находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее. Много читал, наблюдал за жизнью аистов, своими знаниями и наблюдениями делился с одноклассниками, отвечал на их многочисленные вопросы, – вступает в разговор Алексей Горбик. – Умение вести беседу, быстро и правильно отвечать на вопросы понадобилось мне при защите работы. Уверен, что полученные навыки пригодятся мне и в дальнейшей жизни.
— Занятие исследовательской деятельностью подарило нам много незабываемых впечатлений и ярких эмоций. Я надолго запомню поездку в Ботанический сад, где мы увидели сон-траву, которая занесена в Красную книгу Республики Беларусь. Изучая тему «Первоцветы нашей местности», мы совершали многочисленные экскурсии, в ходе которых познакомились с печеночницей благородной, ветреницей дубравной, медуницей, хохлаткой, гусиным луком и другими первоцветами. Недалеко от поселка мы отыскали место произрастания ветреницы лесной, хоть растение и не является раннецветущим, но оно занесено в Красную книгу Республики Беларусь. Мы записали видео, в котором рассказали об этом растении, дали возможность полюбоваться ветреницей лесной и призвали всех жителей района заботливо относиться к цветущим растениям, – отметила Вера Шевченко. – Мы благодарны Марии Николаевне и хотим пожелать ей способных учеников, которые не будут бояться задавать вопросы и искать на них ответы. А новым исследователям мы желаем найти свою интересную и увлекательную тему исследования.
— Я твердо убежден, что, как и мой брат, хочу заниматься исследовательской деятельностью. Я знаю: будет нелегко, но я буду очень стараться, — вступает в разговор самый юный участник секции, учащийся 1 «А» класса Матвей Горбик.
А мне, конечно же, хочется напомнить слова Шекспира: «Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум – представь ему руководить собой!» Именно это я желаю ребятам, которые занимаются исследовательской деятельностью.
Арина ШАВЕЙКО,
руководитель учебно-исследовательского общества учащихся «Юный исследователь»
Шаги к успеху
Все мы к чему-то стремимся в своей жизни. Хотим кем-то стать, что-то иметь, где-то побывать…
И в разные периоды своей сознательной жизни каждый человек задает себе философские вопросы: «Чего я достиг?», «Какие результаты имею?», «Каким путем идти дальше?», «Как правильно определить дальнейшие цели?»
Для меня цель – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути. Поэтому очень важно правильно определить, в каком направлении стоит двигаться. Думаю, целью в жизни может быть то, чего ты хочешь. Наличие цели позволяет тебе развиваться. Для себя я давно решил, что хочу стать успешным во всем.
Для анализа своих достижений необходимо посмотреть назад и подумать, чего на данный период времени ты достиг в своей жизни.
Сегодня я учусь в 11 классе ГУО «Средняя школа №1 г. п. Кореличи», и на этом рубеже уже можно говорить о своих достижениях. Ведь они – результат моего труда, моих стремлений.
Первый шаг, который я сделал на пути достижения своей цели, — это успешная учеба. Все годы учебы в школе я был отличником.
Второй шаг – это мое самосовершенствование. Я считаю, что достижением может быть признано только то, что требует от меня затрат: как интеллектуальных, так и физических.
Зимой 2019 года я вместе с классным руководителем Гимпель Еленой Ивановной был приглашен на республиканский телевизионный проект «Я знаю!», в котором юные эрудиты Беларуси меряются интеллектуальными силами. Поучаствовать в телеигре – это дорогого стоит. Я увидел свои пробелы, которые мгновенно заполнил новыми знаниями. По результатам первой игры я прошел в суперфинал, где занял 3 место.
В 2020 году стал победителем викторины «75 вопросов к 75-летию Великой Победы» от районной газеты «Полымя». Занимательной оказалась для меня и историческая олимпиада «Гродненщина в европейском культурном пространстве», которая мне принесла диплом II степени.
Очень запоминающимся стало участие в интернет-проекте «#История #Память #Будущее.by». Наша команда «Правнуки Победы» отстаивала честь не только своего учреждения образования, но и всего Кореличского района, что еще больше вызывало чувство ответственности.
В процессе работы над проектом мы окунулись в изучение истории своего района, семьи, судеб людей в годы Великой Отечественной войны через создание фотоархива, опрос очевидцев, изучение событий Холокоста, создание буктрейлера, видеоклипа и др. Пять месяцев плодотворной работы команды совместно с творческой группой учителей – и I место в области!
Но самым интересным и полезным для меня оказался опыт участия в олимпиаде по финансовой грамотности. В результате – I место на областном этапе.
Следующий шаг – установление взаимопонимания с одноклассниками. Сегодня я – часть своего классного коллектива, в котором каждый учащийся имеет свои успехи и победы в различных направлениях. В нашем учреждении образования, районе, области, стране делается все, чтобы мы могли реализовать свои возможности и заявить о себе. И это радует.
Школа, несомненно, дала нам знания, и я не нахожу нужным слишком распространяться на эту тему, ведь это и так очевидно. Спасибо учителям, которые любят свою работу и постоянно развивают учащихся.
Успех – это процесс, а не конечный результат. Мы успешны в развитии, в движении. Генри Форд сказал: «Когда я работаю по 16 часов в сутки, мне начинает удивительно везти!» Видимо, для успеха по-другому нельзя. Значит, засучиваем рукава – и вперед к новым достижениям!
Артём КАРП,
учащийся 11 класса
Роль БРСМ в жизни школьника
У каждого из нас есть свои идеи, замыслы, творческиее планы. Каждый должен иметь возможность быть услышанным, обсудить вопросы, которые волнуют. В этом нам помогает популярное молодежное движение Беларуси — общественное объединение «БРСМ».
БРСМ — по-настоящему единый молодежный союз. Данная общественная организация объединяет и вдохновляет молодое поколение творить добро и всячески помогать людям.
Я являюсь членом ОО «БРСМ» уже второй год. В копилке нашей первичной организации много наград и достижений. А все потому, что наша школа принимает активное участие в конкурсах и мероприятиях районного уровня, встречах и митингах, приуроченных к знаменательным датам нашей страны. Не первый год мы активные участники молодежного волонтерского движения ОО «БРСМ» «Доброе Сердце». А волонтерская деятельность — это возможность попробовать себя в разных сферах и определиться с выбором жизненного пути, обрести новые знакомства среди огромного круга интересных и активных людей. Члены первичной организации ОО «БРСМ» учреждения образования помогают детям с ограниченными возможностями, одиноким людям пожилого возраста. Добро делать всегда приятно.
БРСМ способствует трудоустройству учащихся во время летних каникул. Сегодня школьникам без опыта и образования работу найти нелегко. Cтуденческий отряд от БРСМ, пожалуй, — выход из этой ситуации. Благодаря профессиональной трудовой деятельности мы получаем бесценный опыт, новые знакомства и, конечно же, хорошую заработную плату, которой каждый школьник найдет применение.
В этом учебном году ОО «БРСМ» пополнят 19 учащихся нашего учреждения, 19 инициативных, креативных, эрудированных юношей и девушек. Надеемся, их вступление будет новым стартом для интересных, значимых и полезных дел первичной организации нашей школы.
Полина КУПРАС,
учащаяся 10 класса
источник: рэдакцыя газеты «Полымя»