Территория без конфликта. В гимназии № 5 Гродно знают всё об основах комфортного общения и умении вести диалог
24.03.2025Гродненская гимназия № 5 имени В.С. Короткевича уже третий год является областным центром эффективных педагогических практик «Медиативный подход в урегулировании конфликтов в учреждении образования». О подготовке школьных медиаторов и пользе медиации в целом узнала корреспондент «Настаўніцкай газеты».
– К этому статусу шли постепенно. Сначала как участники экспериментального, а позже двух инновационных проектов, связанных с развитием медиации. Работая в данном ключе, мы назвали гимназию территорией без конфликта. И на такой имидж сегодня работает весь педагогический коллектив и учащиеся, – говорит директор Ольга Хитрушко.
В учреждении образования есть свой сертифицированный медиатор – педагог-психолог Анжела Кривонос. Собственно, она и стояла у истоков создания областного центра эффективных педпрактик.
– С медиацией мы познакомились в 2016-м. Сначала строили диалоги по теме преимущественно с приглашенными специалистами-медиаторами. Заимствуя опыт во время таких встреч и повышая уровень знаний в этой сфере, стали развивать уже свою школьную медиацию. Ориентирована она главным образом на создание безопасной среды в гимназии, развитие коммуникативных навыков и конструктивного общения, мирное урегулирование конфликтных ситуаций. Это направление нашло поддержку не только у педагогов и учащихся, но и у родителей, – отметила А. Кривонос.
На постоянной основе организовано обучение медиаторов среди гимназистов. Такие мастера конструктивного взаимодействия в свою очередь делятся полезными знаниями со сверстниками и учениками помладше. К обучению посредничеству также приглашаются педагоги, мамы и папы учащихся. В числе ежегодных школьных мероприятий – «Неделя гимназического медиатора» и «День без конфликтов».
– Ученики, прошедшие через опыт медиации, с легкостью переносят навыки разрешения конфликтов и ведения диалога во взрослую жизнь. У тех ребят, кто прошел подготовку по программе обучения школьных медиаторов, повышается самооценка, развиваются лидерские качества, улучшаются коммуникативные способности. Дети приобретают навыки уверенного поведения, учатся управлять эмоциями, они ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем, – подчеркнула собеседница.
Она также акцентировала внимание, что медиация полезна не только детям, но и педагогам, родителям, учреждению образования в целом:
– Во-первых, снижается общее количество школьных конфликтов. В процессе разрешения спорных ситуаций происходит ориентация на конструктивные, примирительные способы. Во-вторых, улучшается взаимопонимание, психологический климат.
В гродненской гимназии № 5 обучают медиаторов из числа учащихся на постоянной основе. Сегодня, например, с основами конструктивного построения диалога знакомится группа из 14 человек – ученики 7–9-х классов. Чтобы попасть в их число, достаточно одного желания.
– За годы работы в этом направлении такое обучение прошли порядка сотни гимназистов. Занятия проводим согласно рекомендованной программе подготовки школьных медиаторов. Большое внимание уделяем стратегиям поведения в конфликте, умению управлять эмоциями и вести переговоры, прорабатываем учебные кейсы в форме ролевых игр и после этого вместе обсуждаем достигнутые результаты. Из года в год актив нашей службы медиации – порядка 15 учащихся с 7 по 11-е классы, – говорит А. Кривонос.
Она работает в тандеме с коллегой Ольгой Сидоровой. В этом учебном году работа обоих педагогов-психологов была отмечена грамотами главного управления образования, а их кабинет признан лучшим в регионе среди кабинетов педагогов-психологов.
Возвращаясь к вопросу деятельности областного центра эффективных педагогических практик, важно отметить, что педагоги-психологи 5-й гимназии активно делятся своими наработками. Причем не только в общеобластном срезе. Их опыт работы не раз был представлен на страницах периодики, ориентированной на педагогическую общественность всей страны.
– Семинары-практикумы для педагогов по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, тренинг для молодых педагогов и диалоги об основах конструктивной коммуникации и о технологиях эффективного разрешения школьных конфликтов для слушателей курсов повышения квалификации ГрОИРО – наша регулярная практика. Кроме того, участвуем в международных научно-практических конференциях, а на ХIХ Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи разработка «Учимся решать конфликты мирным путем» была отмечена дипломом III степени, – подытожила А. Кривонос.
Источник: https://nastgaz.by