Почему «Искусство» вернули в школьную программу и какое будущее у этого предмета? Говорим с автором учебных пособий
15.10.2020
Не опять, а снова. Почему вернули искусство?
Мировую художественную культуру (МХК) как предмет решили убрать из программы в 2007-м и вернули в учебном году 2015/2016. Основная причина возвращения предмета в школу, по мнению Елены, в том, что образовался пробел в культурном образовании. Если в начальной школе были музыка и изобразительное искусство, то после — ничего.
Заново вводили предмет постепенно: сначала только в пятом классе, где учащиеся были «испытуемыми», первыми опробовавшими искусство. Потом написали программу и учебники для остальных классов средней школы.
Особенности зачетного предмета
Искусство является единственным предметом, по которому после завершения периода обучения ученики получают зачет или незачет, как по студенческой программе. Но так было не сразу. По словам Е. Михайловской, на первом году знания учеников оценивали по 10-балльной системе.
— Разные причины повлияли на тот факт, что «Искусство» в школе стало зачетным предметом. Это и жалобы родителей, которых не устраивали не самые лучшие оценки в конце четверти, и отсутствие методической основы для четких критериев оценивания по 10-балльной системе. Все же это был новый предмет, — рассказывает Елена Владимировна. — Вот так и сложилось.
Почему не все воспринимают этот предмет серьезно?
Причиной недостаточно серьезного отношения к предмету со стороны родителей и учеников Е. Михайловская видит отсутствие стремления многих преподавателей самим разобраться с непростым материалом и, соответственно, разработать интересную подачу информации. А современных детей, отмечает она, намного сложнее увлечь.
— Но все же главная причина несерьезного отношения детей и их родителей исходит из того, что система безотметочная. Они привыкли, что им нужен хороший аттестат и девятки-десятки в году. А если оценка не идет в аттестат, то учителю нечем замотивировать, — высказывает свою точку зрения педагог.
Елена Владимировна сама обучала детей этому предмету и видела их безразличное отношение к нему. Педагог решила объяснить, почему важно изучать культуру, на родительском собрании.
— Я говорила им, что уроки расширяют кругозор, — делится опытом Е. Михайловская. — Только подумайте: искусство открывает взгляд на мир не через маленький глазок, а через распахнутую дверь. И мой метод подействовал. Дети заинтересовались.
Сложно, но возможно
За пять лет изучить всю культуру от Древнего мира до современного периода невозможно. Однако программа разрабатывалась так, чтобы в первые два года ученики больше узнавали про жанры, методы, виды искусства, а уже с 7-го класса проходили эпохи согласно хронологическому принципу.
— Мне кажется, в нынешних учебниках очень много чудесного синтеза. Как раз в современной программе очень гармонично распределили все виды искусства, — подчеркивает преподаватель. — Живопись, конечно, остается в центре, потому что ее легче всего воспринимать. Архитектура же, скульптура, декоративно-прикладное искусство — это все намного сложнее.
Можно увидеть уже и результаты труда. Дети, которые в этом году прошли весь обновляющийся курс, были рады и благодарны Елене Владимировне, потому что у них получилось наладить диалог и с пользой провести время. Благодаря им программа четко сформировалась, и сейчас дети узнают об отечественной и о мировой культурах по четко продуманному плану.
Будущее зачетного предмета
Но не уберут ли предмет из программы снова? Педагог и автор пособий убеждена, что повторения досадного прошлого не будет.
— Будущее у предмета есть, я его четко вижу. Все стабилизировалось, программа разработана, действует уже несколько лет.
Основная цель преподавания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» — это то, о чем говорили древние греки: формирование художественной культуры учащихся и разностороннее развитие личности. Е. Михайловская исходя из собственного опыта работы с учениками, которые в этом году прошли с ней полную программу, убеждена: эту цель достигает в итоге каждый. Просто в разной мере и глубине познания. Главное — дети прикасаются к искусству и познают его так, как могут.
https://grodnonews.by/