Татьяна Якубеня из Гродно знает, как привить самым юным жителям областного центра стремление к спортивным победам
07.02.2025Татьяна Якубеня из Гродно знает, как привить самым юным жителям областного центра стремление к спортивным победам. Ежегодно ее воспитанники пополняют списки учащихся спортивных школ города, а их родители поддерживают связь с увлеченным своим делом педагогом, даже когда детский сад становится в их семейной истории давно перевернутой страницей.
— С чего началась ваша спортивная история?
— С учителя физкультуры в одной из школ Брестской области. Я родом из Ляховичей и своим профессиональным становлением, как бы пафосно это ни прозвучало, обязана школьному учителю Валерию Адамовичу Касперовичу. Он в свое время увидел мой спортивный потенциал и поддержал стремление к победе. В составе городской команды я не раз становилась победительницей районных и областных соревнований по гандболу. Когда пришло время поступать в вуз, не сомневалась насчет направления: только факультет физической культуры! И здесь тоже пришлось проявить волю к победе. С первой попытки поступить на бюджетную форму обучения в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы не получилось, но спустя год я доказала себе, что при желании и соответствующих стараниях под силу любая высота.
В студенческие годы играла за сборную команду университета по гандболу, выполнила первый взрослый разряд, но травма и обстоятельства расставили жизненные приоритеты чуть иначе, чем планировала. И все же, кто жил и болел спортом, без слов понимают: он с человеком остается навсегда.
— Почему именно дошкольное образование?
— Сразу после окончания университета я реализовала себя как мама. И мой путь в системе образования начался вместе с дочерью. 3 января 2014 года мы переступили порог детского сада № 101. Впервые с моей Ариной стали призерами спортивных стартов для самых маленьких жителей областного центра. Сегодня дочери 13 лет и она задумывается над предложением продолжить учебу в школе олимпийского резерва, а я по-прежнему с интересом увлекаю малышей большими спортивными стремлениями.
С 2017 года в Ленинском районе Гродно проводится Дошколяда «100 шагов к Олимпу», в которой воспитанники нашего учреждения неизменно в числе лидеров, причем для детей это не только возможность ощутить дух соревнований. Дошколяда — это еще и отбор для занятий спортивной и художественной гимнастикой, прыжками на батуте в городской СДЮШОР № 3. И в целом я активно сотрудничаю со спортивными школами города.
— Как еще выглядит такое сотрудничество?
— Накануне зимних и летних Олимпийских игр организовываем в детском саду совместное с родителями и педагогами спортивное мероприятие по аналогии с Олимпиадой. Судьями нередко становятся представители спортивных школ. Они не просто оценивают старания соревнующихся, а присматриваются к ребятам, рассказывают о возможностях спортивных школ и предлагают детям и их родителям стать частью больших спортивных команд.
Чтобы вы понимали, насколько результативно наше сотрудничество, приведу пример. Победительница Дошколяды 2018 года Ксения Макаревич сегодня занимается прыжками на батуте и является победительницей Республиканских соревнований по легкой атлетике «300 талантов для Королевы». Несмотря на то, что детский сад она давно окончила, продолжаю поддерживать связь с семьей Ксении. Всегда очень приятно слышать от родителей, что я сыграла для них важную роль в открытии спортивного таланта ребенка.
— Сегодняшним дошколятам часто рассказываете об успехах их предшественников?
— Разумеется! Причем рассказываю не только детям, но и их родителям. На сайте нашего учреждения есть вкладка «Кто со спортом дружит, никогда не тужит». Здесь представлены спортивные достижения в том числе наших выпускников. Это уже упомянутая Ксения Макаревич, неоднократный призер областных соревнований по легкой атлетике и учащаяся СДЮШОР № 2 Арина Якубеня, победительница областных соревнований по спортивной гимнастике София Босько, волейболистка Александра Найденко, которая сейчас учится в Республиканском государственном училище олимпийского резерва, и не только.
— Вы делитесь своим опытом работы с коллегами, руководителями физвоспитания?
— Стараюсь рассказывать о наиболее интересных практиках и моментах на различных площадках. Являюсь руководителем районного методического объединения руководителей физического воспитания. Совсем недавно рассказывала о своем опыте на областном семинаре школы профессионального мастерства руководителей физического воспитания учреждений дошкольного образования. Кроме того, сценарии некоторых разработанных мной мероприятий опубликованы на педагогическом портале Республики Беларусь, в научно-методическом журнале «Пралеска». Есть интересные материалы, которые могут быть представлены и в дальнейшем.
— На что делаете ставку при планировании занятий?
— Интересные занятия должны быть еще и методически грамотно построенными. Очень важно, чтобы была соблюдена моторная плотность и все гигиенические требования. Особый упор делаю на гражданско-патриотическом воспитании детей посредством физической культуры. Рассказываю дошкольникам старшего возраста, например, о выдающихся спортсменах Гродненщины. В ежегодном плане всегда отведено место таким спортивным мероприятиям, как «Зарничка», физкультурным праздникам, посвященным освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, квест-играм к 9 Мая, а «Олимпийские игры», которые мы проводим, обязательно сопровождаются гимном и поднятием флага Республики Беларусь.
За последние годы наши ребята завоевали немало призов и наград как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами. А ведь это не только повод для гордости, но и возможность развития патриотических чувств. Всегда акцентирую внимание детей и их родителей на том, что спорт — это целый мир, который не только формирует физические качества, но и благотворно влияет на становление характера.
— Тяжело увлечь детей занятиями спортом?
— В среде моих «спортсменов» сложно, пожалуй, обратное — не увлечь. В их возрасте двигательная активность достигает пиковых отметок. (Улыбается.) И важно придать такой активности правильную форму, приучить к дисциплине, познакомить с миром спорта и его направлениями. Собственно, на этом и строятся мои занятия.
Дети очень любят занятия по принципу круговой тренировки. И в целом стоит отметить, что круговые тренировки для дошкольников — это не просто набор упражнений, а настоящий ключ к развитию выносливости и физической подготовки. Я внедрила их в наши занятия под различными увлекательными названиями: «Виды спорта», «Зимние забавы», «Быстрее. Выше. Сильнее» и даже «Спорт и спортсмены». Например, на занятиях «Мы гимнасты» делю ребят на 4 группы в среднем по 5 человек. Каждая группа по кругу проходит через несколько «станций», где выполняет разные упражнения гимнастической направленности. Обычно проходим такой круг от 2 до 3 раз. А самое замечательное в этих занятиях — четкое нормирование физической нагрузки и в то же время ее строгая индивидуализация. Явным преимуществом является также быстрая смена деятельности, а это очень важно в работе с детьми дошкольного возраста, поскольку всегда помогает держать их интерес в фокусе.
— Как сделать занятия одинаково интересными и полезными для детей разных возрастов?
— У детей помладше преобладает наглядно-образное мышление. Если воспитанникам старших и средних групп я могу на занятиях дать простую команду «Руки вверх, ставь!», то для самых маленьких она будет звучать иначе: «Потянулись дружно вверх, кто сегодня выше всех». Вообще, утреннюю зарядку для малышей всегда провожу только в стихотворной форме. Так они лучше воспринимают мою речь, а спустя время иногда даже повторяют за мной элементы такой зарядки в стихах.
— А что скажете про игры во время занятий с дошколятами?
— Тоже очень важный момент. Игра — это не только источник положительных эмоций, но и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Именно в игре ребенок учится уважительно относиться к чужим победам и достойно переносить свои неудачи.
Игровым видам спорта уделяю внимание в действии: знакомимся с основными правилами футбола, баскетбола, хоккея. Для этого у нас в учреждении есть необходимый инвентарь. И это только одна сторона игровой работы. Наши воспитанники многое узнают о спортивных играх благодаря тематическим настольным. Я подобрала и систематизировала дидактические и настольно-печатные игры, которые способствуют формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре и спорту. Так, с помощью игры «Спортивный инвентарь» дошкольники знакомятся со спортивным инвентарем, учатся узнавать и называть его, определять назначение. С интересом мои воспитанники играют в «Угадай вид спорта», «Спортивное лото», «Спортивное домино», «Команда чемпионов» и другие. Например, в игре «Угадай вид спорта» детям необходимо назвать инвентарь и определить, для какого вида спорта он предназначен.
Такие игры многофункциональны. Они формируют интерес к физической культуре и спорту, закрепляют представление детей о летних и зимних, командных и личных, женских и мужских видах спорта, их отличиях и особенностях. К тому же они приобщают детей к национальному коду. Особенно популярными и любимыми у моих воспитанников стали игры с короткими перебежками, метанием в цель, ловлей предметов, с элементами силовой борьбы: «Гарлачык», «Міхасік», «Фарбы», «Агароднік», «Пасадка бульбы», «Сляпы музыкант», «Чараўнiк».
Популяризируя активные игры, мы вовлекаем в эту работу и родителей. Например, в одной из социальных сетей нашего учреждения запустили видеочеллендж «Игры нашего детства». Старт ему дал небольшой ролик, главными героями которого стали наши педагоги.
В моем детстве практически в любом дворе дети прыгали со скакалкой и через резинку, играли в классики и многие другие игры. Сегодня это воспринимается скорее как странность. Мы предложили взрослым стать примером для своих детей и записать небольшие ролики их совместного досуга в контексте как раз дворовых игр. Результат челленджа порадовал. С интересом подключились к нему и дети, и взрослые. Пожалуй, из таких «пазлов» и складывается картинка спортивной активности. К тому же подобный досуг — верный помощник в актуальном сегодня соревновании с гаджетами.
— Сложно ли соревноваться с гаджетами?
— Наверное, для ребят, с которыми именно я строю ежедневный диалог в лучших традициях ЗОЖ, это соревнование еще не так актуально. Но, думаю, именно в дошкольном возрасте важно показать ребенку все многообразие мира спорта и максимальное количество траекторий, по которым можно реализовать себя на этом пути. Спорт открывает двери в удивительный мир друзей, радости и побед. Каждый ребенок в нашем саду имеет возможность проявить себя и стать частью этой захватывающей истории.
Источник: https://nastgaz.by