РУС БЕЛ ENG 中文

Для будущих педагогов в этом году в колледжах введен учебный предмет «Технологии инклюзивного образования»

29.11.2024

О развитии инклюзии в системе образования шел разговор на научно-практическом форуме «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка». Среди участников были и специалисты РИПО, которые занимаются вопросами инклюзии в учреждениях среднего специального образования, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Как рассказала заместитель начальника центра развития профессионального образования РИПО, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Соловьева, принцип инклюзии в образовании обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся независимо от их особых потребностей и индивидуальных возможностей. Сегодня в стране функционирует 21 колледж, в которых 5236 человек занимаются по педагогическим специальностям. Специальности охватывают дошкольное и начальное образование, иностранные языки и другие направления. Как включать детей в общение со сверстниками? Как взаимодействовать с учителями-дефектологами и родителями? Как создавать благоприятную образовательную среду? Такие вопросы должны решать педагогические работники, уметь работать с разными категориями учащихся и учиться включать ребят с особыми образовательными потребностями в общий образовательный процесс.

Более 5 лет в РИПО ведется экспериментальная деятельность по обновлению содержания педагогических специальностей. Была начата разработка и апробация модели адаптивной образовательной среды для реализации образовательных программ среднего специального образования в условиях инклюзии. Кроме этого, выполнено обновление структуры специальностей. В соответствии с рекомендациями Секторального совета квалификаций проведен анализ профессиональных компетенций педагогов. Определены недостающие компетенции для работы в условиях инклюзии и подготовлены предложения по обновлению структуры специальностей в области «Педагогика». Разработаны проекты образовательных стандартов для всех специальностей педагогического профиля, которые включают профессиональные компетенции для обеспечения равного доступа к образованию: «Дошкольное образование», «Начальное образование» и другие. Обновляются учебные программы. Введен новый учебный предмет «Технологии инклюзивного образования», обновлены учебные программы по предметам, установлен объем учебных часов на освоение методик работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Созданы рабочие группы для обновления структуры и содержания учебных программ. Прошли заседания с участием педагогов и экспертов, что позволило собрать мнения и предложения. В целях подготовки кадров со средним специальным образованием, готовых работать в условиях реализации принципа инклюзии, разработаны и утверждены новые образовательные стандарты по специальностям педагогического профиля и примерные учебные планы. Также разработаны проекты 15 примерных учебных программ по предметам с учетом формирования компетенций, обеспечивающих равный доступ к получению образования для всех обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями и возможностями.

Сегодня РИПО разрабатывает учебные пособия, в структуре которых выделены разделы, посвященные методике обучения детей с ОПФР разных нозологических групп. Ведется подготовка преподавателей колледжей к реализации инклюзивного содержания учебных программ. Результаты работы, проведенной в данном направлении, вызвали большой интерес и активное обсуждение среди участников форума, особенно — учебные издания по вопросам реализации принципа инклюзии в образовании, представленные на стенде Республиканского института профессионального образования.

Во второй день форума работали различные секции, где обсуждались, какими должны быть подходы и инструменты по обеспечению и оценке качества образовательной инклюзии, решались проблемы оценки инклюзивной образовательной среды и подготовки педагогических работников; был представлен опыт организации виртуальной лаборатории как ресурса обеспечения качества подготовки педагогических работников в контексте принципа инклюзии; система обучающих курсов как ресурса повышения их профессиональной компетентности. Кроме того, было проведено заседание Общественного совета базовой организации стран — участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников в области специального и инклюзивного образования. В состав этого совета, который функционирует на базе БГПУ, вошла Ольга Соловьева.

Форум стал важной площадкой для обмена опытом и выработки новых идей, направленных на развитие инклюзивного образования на международной арене и в нашей стране. Специалисты РИПО подтвердили свою готовность к активному участию в дальнейших инициативах и проектах, способствующих созданию благоприятной образовательной среды для всех.

Источник: https://nastgaz.by

поделиться в: