РУС БЕЛ ENG 中文

Единые подходы в образовательных стандартах вырабатывают парламентарии Союзного государства

17.06.2024

17 июня 2024 в Минске в Доме Правительства проходит заседание шестьдесят шестой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Руководители Министерства образования Республики Беларусь и Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Национальной академии наук Беларуси проинформировали депутатов о совместной деятельности в области науки и образования.

В повестке заседания – рассмотрение проекта Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства «О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства «О бюджете Союзного государства на 2023 год» и утверждение отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2023 год.

В рамках сессии также состоялось заседание «Правительственного часа» на тему «Формирование и развитие общего научного и образовательного пространства в рамках Союзного государства».

В своем выступлении Министр образования Андрей Иванец подчеркнул, что развитие сотрудничества между профильными министерствами Беларуси и России является важным элементом интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Ключевые позиции – вопросы подготовки высококвалифицированных кадров, реализация молодежной политики и воспитание подрастающего поколения.

Точечно глава белорусского профильного ведомства остановился на приоритетах совместной работы. Среди них – учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, сотрудничество в сфере оценки качества образования, повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, развитие контактов, обмен опытом между педагогами и учащимися; проведение совместных образовательных, научных мероприятий; формирование будущего кадрового потенциала наших стран, а также подготовка педагогических кадров.

Наиболее значимые направления двустороннего сотрудничества – подготовка кадров рабочих профессий. В этой связи совместно с Министерством просвещения разработан проект Концепции обеспечения качества профессионального образования государств – участников СНГ, согласованный министерствами образования/просвещения государств – участников СНГ. Концепция будет применяться для сравнительного анализа развития систем профессионального образования.

Создана Ассоциация колледжей Беларуси и России. Здесь акцент – на содействие устойчивому развитию профессионального образования, повышение его роли, развитие социального партнерства. «Это важный прорывной момент, который позволит интегрировать и объединить уровни специального и профессионально-технического образования двух стран», – обозначил Андрей Иванец.

В плане учебно-методического обеспечения образовательного процесса у наших стран есть успешный опыт взаимодействия. В этом направлении стороны намерены подняться на следующую ступень. Так, на совместном заседании коллегий профильных ведомств обоих государств в Минске 18 мая обсуждался вопрос о возможной передаче белорусских учебников российским коллегам для использования в решении задачи по созданию единых учебников для образовательных учреждений общего среднего и профессионально-технического образования.

В 2021 году началась деятельность Ассоциации школ Беларуси и России. Сейчас это уже профессиональная коммуникационная площадка педагогических сообществ наших государств. Она объединяет более 500 школ, из которых 170 – от белорусской стороны. В рамках Ассоциации функционирует секция педагогических классов.

В числе основных приоритетов взаимодействия – развитие инклюзивного подхода в образовании. Во взаимодействии с российскими коллегами реализуется проект «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка». В рамках него уже состоялись обучающие визиты по обмену эффективным педагогическим опытом.

Проводится серьезная совместная работа и на уровне высшего образования, а также науки. БНТУ и Псковским госуниверситетом реализуется проект Передовой инженерной школы Союзного государства. Он направлен на сетевую подготовку высококвалифицированных инженеров нового поколения, способных обеспечить нашим странам технологический суверенитет.

Для подготовки молодых ученых, стимулирования их интереса к научной деятельности реализован ряд совместных белорусских и российских инициатив. С заинтересованными подготовлен проект Положения о Премии Союзного государства молодым ученым.

На законодательном уровне обеспечены равные права в получении образования. С 2024 года граждане России могут поступить в белорусские вузы на дневную бюджетную и платную форму обучения по результатам ЕГЭ. Более чем тысяча бюджетных мест по педагогическим, инженерным, сельскохозяйственным и другим направлениям выделены, чтобы ребята из России могли поступить во все вузы Беларуси. Безусловно, они будут иметь возможность и трудоустроиться по полученной специальности на предприятия как Беларуси, так и России. На данный момент в вузах нашей страны уже обучается около 2,5 тыс. россиян.

Вопросы воспитания подрастающего поколения и молодежной политики также неотъемлемая часть работы по укреплению Союзного государства. Более 700 мероприятий патриотической направленности ежегодно проводят в рамках межвузовского сотрудничества.

«Формирование и сохранение исторической памяти подрастающего поколения – важнейшая задача для педагогов Беларуси и России. Особое значение здесь отводится белорусско-российскому патриотическому проекту «Поезд Памяти». А в августе запланировано проведение фестиваля военно-патриотических лагерей и клубов «Нам есть чем гордиться, нам есть что защищать!». Он способен стать еще одной эффективной формой воспитания детей и молодежи Союзного государства», – подчеркнул Министр образования Беларуси.

Источник: https://edu.gov.by

поделиться в: