РУС БЕЛ ENG 中文

«Формируя будущее»: новые идеи улучшения качества образования и воспитания

10.06.2024

10–11 июня в Казани на площадке Технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк им. Башира Рамеева» проходит II Международный форум министров образования «Формируя будущее».

Мероприятие организовано Минпросвещения России, Правительством Республики Татарстан и Фондом поддержки гуманитарных наук «Моя история».

В центре внимания – актуальные вызовы международной образовательной среды, воспитательная работа с опорой на сохранение духовно-нравственных традиционных ценностей, особенности организации детского отдыха и работы с молодежью.

Среди приглашенных участников – министры общего и высшего образования Беларуси, Китая, Ирана, Индии, Бразилии, Мексики, Киргизии и других стран.

Сегодня состоялась церемония открытия форума и пленарное заседание, участие в котором принял Министр образования Беларуси Андрей Иванец. В своем выступлении глава белорусского ведомства обозначил, что для нашей страны последовательное развитие человеческого потенциала является стратегической задачей.

С учетом этого государственная политика в области образования находит особую поддержку руководства страны. Основные направления совершенствования национальной системы образования рассматриваются на Республиканском педагогическом совете с участием Президента. Среди них – доступность, повышение качества, практико-ориентированность, внедрение инновационных технологий и методик, распространение принципа инклюзии.

«Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию функционирования и развития национальной системы образования», – подчеркнул Министр.

По показателям в сфере образования, принимаемым для расчета индекса развития человеческого потенциала, Беларусь занимает 47-е место среди 189 стран мира и относится к категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития. В Индексе социального прогресса по показателю «Доступ к базовым знаниям» наша страна занимает 16-е место среди 170 стран мира.

Беларусь устойчиво занимает лидирующую позицию по охвату детей от года до 6 лет учреждениями дошкольного образования – 89,5 процента. Норматив охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100 %.

Система общего среднего образования Республики Беларусь последовательно развивается и совершенствуется. В контексте Целей устойчивого развития основное внимание – обеспечению доступности образования и повышению качества общего среднего образования.

Постоянно совершенствуется система поиска и поддержки талантливых школьников и молодежи, развитие школьного олимпийского движения. Уже в 2024 году 11 учащихся приняли участие в 2-х международных олимпиадах (Европейской математической олимпиаде для девушек и Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии) и привезли 9 медалей: 1 – золотая, 4 – серебряные, 4 – бронзовые медали.

Одним из приоритетов современной системы образования является обеспечение доступности и качества образования детей с особенностями психофизического развития. И в этом направлении в нашей стране накоплен уникальный 28-летний опыт функционирования интегрированного обучения и воспитания, в условиях которого обучаются более 70 % детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в получении специального образования.

Участники масштабного форума были проинформированы и о том, что в Беларуси функционирует развитая сеть учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. В целях расширения доступа обучающихся к современному, высокотехнологичному, энергоэффективному учебному оборудованию созданы 52 центра компетенций, которые осуществляют тесное взаимодействие с заказчиками-кадров по разработке профессиональных и образовательных стандартов по востребованным и перспективным профессиям для экономики страны.

К особенностям системы высшего образования Республики Беларусь следует отнести гарантированное предоставление выпускникам первого рабочего места, развитие системы поддержки молодых специалистов, создание условий для их адаптации на рабочем месте, в том числе посредством формирования института наставничества.

«По праву уникальным мы можем назвать опыт Беларуси в подготовке инженерных кадров, наиболее востребованных на национальном рынке труда, которая реализована через интеграцию общего среднего и профессионального образования, начиная с создания профильных классов инженерной направленности в учреждениях общего среднего образования под комплексным патронажем технических университетов и заканчивая предоставлением гарантированного рабочего места на предприятиях страны», – констатировал Министр образования Беларуси.

Андрей Иванец подчеркнул, что система образования нашей страны открыта и доступна для людей любого возраста. В этом плане созданы институты дополнительного образования взрослых (в том числе «университеты третьего возраста»), внедрены современные методики и инструменты обучения по программам дополнительного образования, включая цифровые образовательные средства и форматы удаленного образования.

Результаты этих преобразований, стабильность и уникальность, отсутствие каких-либо столкновений и конфликтов на этнической основе привлекают иностранных студентов. Если в 2010 году в республике обучалось около 10 тысяч иностранных граждан, в то этом учебном году уже более 30 тыс. иностранных граждан из 110 стран мира.

Также во время работы образовательного форума его участниками будет рассмотрен опыт России в сфере продвижения русского языка и состоится встреча министров образования стран-участниц БРИКС, где подведут итоги развития межгосударственного объединения в области просветительских проектов.

Ожидается, что результатом форума будут новые идеи по улучшению качества образования и воспитания, способствующие социальному, экономическому и культурному развитию. Кроме того, на форуме будет организовано выставочное пространство «Россия – миру», которое в интерактивном формате представит вклад России в мировые достижения.

Завтра в программе белорусской делегации планируется проведение переговоров с руководством ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ» по вопросу открытия подготовки по проектированию беспилотных летательных аппаратов; встреча с руководством ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» по вопросу открытия подготовки по производству энергоемких материалов; участие в Первом заседании рабочей группы по креативным профессиям, применению искусственного интеллекта в сфере образования и созданию инженерных школ, а также в дискуссии по вопросам международного сотрудничества в условиях глобальных вызовов.

Источник: https://edu.gov.by