РУС БЕЛ ENG 中文

Какие новые форматы профориентации помогут увлечь школьников профессией инженера

15.04.2024

В Щучинском дворце творчества детей и молодежи 12 апреля прошла I районная Техногиада «Территория развития инженерного мышления», приуроченная к полету первой белорусской женщины-космонавта Марины Василевской на МКС. Одновременно были презентованы новые возможности для подготовки будущих конструкторов и инженеров. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

— При поддержке и участии райисполкома, представителей предприятий и организаций города и района, Гродненского областного центра технического творчества, инженерного факультета ГрГУ мы постарались представить учащимся палитру инженерных специальностей, чтобы каждый смог найти близкое по духу направление, — отметил начальник отдела образования Павел Тарчинский.

В учреждениях образования района с 2023/2024 года действуют три группы инженерной направленности. 27 учащихся 10-х классов изучают на повышенном уровне физику, математику и информатику.

— Когда школьники находят теоретическим знаниям конкретное применение в жизни, получают ответы на свои вопросы, они усваивают предмет гораздо лучше, — отметила заместитель начальника отдела образования Жанна Метько. — Районная Техногиада призвана помочь учащимся увлечься точными дисциплинами, чтобы впоследствии успешно осваивать их в вузах. Организаторы — отдел образования Щучинского райисполкома и районный учебно-методический кабинет — рассматривают эту инновационную форму работы прежде всего как отличную возможность для ребят использовать полученные знания на практике. А соревновательный момент служит хорошим стимулом для познавательной и творческой активности. Важнейшей составляющей как обучения, так и подготовки учащихся к Техногиаде являются практические занятия, на которых они проводят эксперименты, создают проекты.

На открытии учащиеся инженерных классов (групп) Остринской средней школы имени А.С. Пашкевич (Тетки), средней школы № 3 и гимназии Щучина представили технические решения благоустройства территории учреждения образования, итоги изучения эффективности работы водяных насосов различных типов, обустройства накопительной системы точного полива школьного сада.

Аэродинамическую модель беспилотного летательного аппарата для сельскохозяйственных нужд презентовал 11-классник гимназии Щучина Никита Хваль. К слову, авиамодель была отмечена дипломом I степени на XV областном конкурсе исследовательских работ учащихся «Хрустальная Альфа — 2023» в секции «Физика. Астрономия», а впоследствии принесла победу на заключительном этапе республиканского конкурса «ТехноИнтеллект». Свои достижения Никита связывает с занятиями во дворце творчества детей и молодежи и Национальном детском технопарке. По словам юноши, победу он одержал благодаря консультативной поддержке педагогов дворца, летчиков щучинского аэродрома, специалистов авиационной сферы, а также преподавателей академии авиации. Старшеклассник изучил широкий перечень тематической литературы, освоил специальные программы по проведению расчетов, углубился в аэродинамику. Это послужило основой для создания модели БЛА. В технопарке Никита также открыл для себя технические возможности установки для резки накаленной металлической струной. С ее помощью модели можно придавать любую форму и значительно экономить время при ее изготовлении.

Высокий интерес у участников Техногиады вызвал мастер-класс «Печать 3D-модели на 3D-принтере», который провела учитель физики средней школы № 1 Щучина Наталья Верболь. Педагог показала, как, используя 3D-печать, учащиеся создают макеты объемных фигур, подбирая правильные параметры, моделируя фигуру согласно заданным условиям. Кстати, напечатанные фигуры служат наглядными макетами, по которым школьники изучают планиметрию и стереометрию.

В большом зале дворца была организована фотовыставка «Из жизни инженерных классов». Здесь и экскурсии в вузы инженерного профиля, и практические занятия, и выставки разработок учащихся.

Впечатление произвела и презентация мини-музея робототехники «Конструктор», которую провела заместитель директора по учебно-методической работе Щучинского ДТДиМ Ирина Поскина. В восьми тематических экспозициях были представлены экспонаты из конструкторов, которые вмещают более 25 тыс. деталей.

Отдельного внимания заслужило показательное выступление «Интеллектуальное РобоСумо» с участием воспитанников дворца Тимофея Евтушика и Алексея Матеюка. Ребята состязались в интеллектуальном турнире, демонстрируя умения выбирать стратегии победы. К тому же роботов надо научить двигаться, выполнять команды по заданному алгоритму, объезжать препятствия. А это невозможно без знания программирования, робототехники, навыков командной работы, коммуникации, умения работать с информацией, критического и инженерного мышления. Все эти знания и навыки начинающие инженеры-конструкторы получили и развили в объединениях по интересам Щучинского дворца творчества детей и молодежи.

Участие в интеллектуальной игре «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» позволило школьникам разобраться в интересующей их специализации. Завершил же Техногиаду круглый стол «Роль и значимость инженеров в развитии современного общества» с участием заместителя председателя райисполкома Евгения Винчо, представителей отдела образования, ГрГУ, специалистов предприятий Щучинского района, учащихся классов (групп) инженерной направленности.

По мнению начальника отдела образования, «Техногиада»  хороший стимул для выпускников взять целевое направление и после получения специальности вернуться работать именно в свой район. В торжественной обстановке были вручены сертификаты школьникам — активным участникам мероприятия, благодарственные письма педагогам, работающим в инженерных классах.

— Считаю, что I районная Техногиада — продолжение районного проекта «Профориентационный компас», она логически дополнит цикл ставших традиционными для Щучинского района «Педагогиады» и «Агрогиады» в деле профессионального самоопределения учащихся, — отметил Павел Тарчинский.

Источник: https://nastgaz.by