Куда пойти учиться. Рассказываем, какие новые специальности появятся в колледжах Гродненщины
04.04.2024Что нового в системе профессионального образования области.
Порядка пяти тысяч высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей ежегодно выпускают колледжи Гродненской области, обеспечивая кадрами практически все отрасли экономики и социальной сферы региона. Спрос на таких специалистов с каждым годом растет. Соответственно, растет престиж профобразования и интерес к нему среди абитуриентов.
Расскажем, что нового в системе профессионального образования области. И подскажем парочку интересных и перспективных адресов, чтобы пойти учиться, в том числе по новым для региона специальностям.
Так, в этом году для получения профессионально-технического образования планируется принять 2713 учащихся, что на 82 человека больше по сравнению с минувшим годом. Около 4 тысяч ребят поступят в колледжи области для получения среднего специального образования.
– Система профобразования региона строится на основании потребностей экономики, рынка труда, с учетом происходящих технологических, социальных и культурных изменений. По запросам организаций-заказчиков кадров в этом году планируется открытие подготовки по востребованным для региона специальностям и квалификациям, – рассказал начальник отдела профессионального образования главного управления образования облисполкома Андрей Батуро. – К имеющимся добавятся в этом году пять новых специальностей.
В Лидском технологическом колледже будет вестись подготовка по специальности «Лесозаготовительные работы», квалификация «Машинист трелевочной (лесозаготовительной) машины 6 разряда». Новые специальности «Изготовление мясной продукции» и «Переработка мяса» появятся в Гродненском колледже отраслевых технологий, выпускники получат квалификации «Изготовитель мясных полуфабрикатов 4 разряда», «Составитель фарша 4 разряда» и «Жиловщик мяса и субпродуктов 3 разряда». Зачисление на эти специальности будет вестись на основе общего базового образования, то есть после 9 класса.
Как отметил начальник отдела, регион заинтересован в том, чтобы выпускники колледжей приходили в учреждения образования на работу уже как педагоги. А потому с этого года открываются две педагогические специальности по наиболее востребованным направлениям. Так, в Скидельском государственном колледже откроют подготовку по специальности «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники (педагогическая деятельность)» с квалификацией «Техник-механик. Мастер производственного обучения». Прием будет осуществляться на основе профессионально-технического образования на сокращенный срок обучения. Еще одна специальность педагогической направленности появится в Гродненском колледже бытового обслуживания населения – «Производство швейных изделий (педагогическая деятельность)», квалификация «Техник-технолог. Мастер производственного обучения». Получение специальности – на основе общего базового образования.
И, что важно, квалификацию выпускники этих специальностей получают сдвоенную: могут работать как на производстве, так и в учреждении образования. А значит, такой специалист будет еще более востребован на рынке труда, без работы точно не останется.
Получение нескольких квалификаций – одно из приоритетных направлений. Ведь они дают знания и профессиональные навыки сразу по нескольким профессиям. Например, в колледже отраслевых технологий можно одновременно обучиться на повара и продавца; в колледже имени И. Счастного – на слесаря по ремонту автомобилей и электросварщика либо слесаря по ремонту автомобилей и электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
К примеру, только три белорусских колледжа готовят техников для Республики Беларусь. В их числе – Новогрудский государственный колледж технологий и безопасности. Специальность «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» здесь открыли в 2022 году, кадры «поставляются» сразу на две области – Гродненскую и Брестскую.
Есть уникальные специальности в Мирском колледже: «Художественно-оформи-тельские работы», «Изготовление художественных изделий», «Реставрационно-восстановительные работы».
В прошлом году на специальность «Разработка и сопровождение программного обеспечения» в Гродненском политехническом колледже проходной балл составил 8,8, на похожую специальность в колледже техники, технологий и дизайна – 8,7. Также в политехническом колледже пользуется популярностью у абитуриентов специальность «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог» – на нее проходной балл был 7,1.
Традиционно высокий проходной балл в медколледже на «Лечебное дело» – 8,7. Средний балл 7,0 нужно было иметь, чтобы поступить в колледж отраслевых технологий на специальность «Обслуживание и изготовление продукции в общественном питании». В Волковысском аграрном колледже на специальность «Ветеринарная медицина» проходной балл составил 6,9.
Росту числа целевиков способствует работа с заказчиками кадров: именно они могут рассказать и показать наглядно, где, в каких условиях будет работать будущий молодой специалист, на какую помощь со стороны нанимателя может рассчитывать, какую зарплату он получит…
У такого подхода для самих поступающих есть масса привлекательных сторон. Одна из них, и весьма существенная, – гарантия того, что после окончания учебы распределишься именно на то предприятие или в хозяйство, которое выбрал сам еще школьником. Не секрет также, что для целевиков проходные баллы несколько ниже, чем по общему конкурсу, а значит, шанс поступить выше. Но и это еще не все.
– Целевое обучение – это своего рода индивидуальная траектория получения образования. Ведь такие учащиеся во время обучения максимально тесно сотрудничают с будущим работодателем: проходят на предприятии или в организации практику, с будущим профилем связаны темы их курсовых и дипломной работ, – поясняет Андрей Батуро.
А значит, максимально плодотворное знакомство и постижение азов будущей профессии начинаются намного раньше распределения. И можно с уверенностью сказать: такой выпускник настоящим профессионалом станет гораздо быстрее.
К слову, заявки на получение целевого направления для получения профессионально-технического образования можно подавать до 1 мая.
Связано это с тем, что с прошлого года прием осуществляется на специальности и квалификации в соответствии с новым общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации».
– Если кто-то на сайте учреждения или в справочнике поступающим не найдет привычную специальность или квалификацию, расстраиваться не надо: все они остались, просто изменились названия, – говорит Андрей Батуро. – Если есть сомнения и вопросы, можно обращаться непосредственно в приемные комиссии учреждений образования.
Расскажем, что нового в системе профессионального образования области. И подскажем парочку интересных и перспективных адресов, чтобы пойти учиться, в том числе по новым для региона специальностям.
Новое комбо
На сегодняшний день в области работают 32 учреждения среднего специального образования, которые готовят специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием. Ежегодно они выпускают около пяти тысяч квалифицированных и востребованных рабочих и специалистов более чем по 70 специальностям, 100 квалификациям. И каждый год перечень специальностей и квалификаций, равно как и планы набора, претерпевают изменения.Так, в этом году для получения профессионально-технического образования планируется принять 2713 учащихся, что на 82 человека больше по сравнению с минувшим годом. Около 4 тысяч ребят поступят в колледжи области для получения среднего специального образования.
– Система профобразования региона строится на основании потребностей экономики, рынка труда, с учетом происходящих технологических, социальных и культурных изменений. По запросам организаций-заказчиков кадров в этом году планируется открытие подготовки по востребованным для региона специальностям и квалификациям, – рассказал начальник отдела профессионального образования главного управления образования облисполкома Андрей Батуро. – К имеющимся добавятся в этом году пять новых специальностей.
В Лидском технологическом колледже будет вестись подготовка по специальности «Лесозаготовительные работы», квалификация «Машинист трелевочной (лесозаготовительной) машины 6 разряда». Новые специальности «Изготовление мясной продукции» и «Переработка мяса» появятся в Гродненском колледже отраслевых технологий, выпускники получат квалификации «Изготовитель мясных полуфабрикатов 4 разряда», «Составитель фарша 4 разряда» и «Жиловщик мяса и субпродуктов 3 разряда». Зачисление на эти специальности будет вестись на основе общего базового образования, то есть после 9 класса.
Как отметил начальник отдела, регион заинтересован в том, чтобы выпускники колледжей приходили в учреждения образования на работу уже как педагоги. А потому с этого года открываются две педагогические специальности по наиболее востребованным направлениям. Так, в Скидельском государственном колледже откроют подготовку по специальности «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники (педагогическая деятельность)» с квалификацией «Техник-механик. Мастер производственного обучения». Прием будет осуществляться на основе профессионально-технического образования на сокращенный срок обучения. Еще одна специальность педагогической направленности появится в Гродненском колледже бытового обслуживания населения – «Производство швейных изделий (педагогическая деятельность)», квалификация «Техник-технолог. Мастер производственного обучения». Получение специальности – на основе общего базового образования.
И, что важно, квалификацию выпускники этих специальностей получают сдвоенную: могут работать как на производстве, так и в учреждении образования. А значит, такой специалист будет еще более востребован на рынке труда, без работы точно не останется.
Получение нескольких квалификаций – одно из приоритетных направлений. Ведь они дают знания и профессиональные навыки сразу по нескольким профессиям. Например, в колледже отраслевых технологий можно одновременно обучиться на повара и продавца; в колледже имени И. Счастного – на слесаря по ремонту автомобилей и электросварщика либо слесаря по ремонту автомобилей и электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Эксклюзив в дипломе
Учреждения среднего специального образования области могут похвастать и редкими для Беларуси специальностями.К примеру, только три белорусских колледжа готовят техников для Республики Беларусь. В их числе – Новогрудский государственный колледж технологий и безопасности. Специальность «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» здесь открыли в 2022 году, кадры «поставляются» сразу на две области – Гродненскую и Брестскую.
Есть уникальные специальности в Мирском колледже: «Художественно-оформи-тельские работы», «Изготовление художественных изделий», «Реставрационно-восстановительные работы».
Вот это конкурс!
Расхожее мнение: для получения среднего специального или профессионально-технического образования возьмут всех, даже, говоря совсем по-простому, двоечников. Последние годы это далеко не так. Конкурс по отдельным специальностям настолько высокий, что проходной балл, а это средний балл аттестата или свидетельства об общем базовом образовании, доходит до 9. Согласитесь, не всякий вузовский факультет может таким похвастаться.В прошлом году на специальность «Разработка и сопровождение программного обеспечения» в Гродненском политехническом колледже проходной балл составил 8,8, на похожую специальность в колледже техники, технологий и дизайна – 8,7. Также в политехническом колледже пользуется популярностью у абитуриентов специальность «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог» – на нее проходной балл был 7,1.
Традиционно высокий проходной балл в медколледже на «Лечебное дело» – 8,7. Средний балл 7,0 нужно было иметь, чтобы поступить в колледж отраслевых технологий на специальность «Обслуживание и изготовление продукции в общественном питании». В Волковысском аграрном колледже на специальность «Ветеринарная медицина» проходной балл составил 6,9.
Направление на учебу и работу
Заметная тенденция последних лет, причем касается это всех уровней образования, – увеличение цифр приема на условиях целевой подготовки. В 2021 году в колледжи области на условиях целевой подготовки были приняты 613 учащихся, в минувшем – 805.Росту числа целевиков способствует работа с заказчиками кадров: именно они могут рассказать и показать наглядно, где, в каких условиях будет работать будущий молодой специалист, на какую помощь со стороны нанимателя может рассчитывать, какую зарплату он получит…
У такого подхода для самих поступающих есть масса привлекательных сторон. Одна из них, и весьма существенная, – гарантия того, что после окончания учебы распределишься именно на то предприятие или в хозяйство, которое выбрал сам еще школьником. Не секрет также, что для целевиков проходные баллы несколько ниже, чем по общему конкурсу, а значит, шанс поступить выше. Но и это еще не все.
– Целевое обучение – это своего рода индивидуальная траектория получения образования. Ведь такие учащиеся во время обучения максимально тесно сотрудничают с будущим работодателем: проходят на предприятии или в организации практику, с будущим профилем связаны темы их курсовых и дипломной работ, – поясняет Андрей Батуро.
А значит, максимально плодотворное знакомство и постижение азов будущей профессии начинаются намного раньше распределения. И можно с уверенностью сказать: такой выпускник настоящим профессионалом станет гораздо быстрее.
К слову, заявки на получение целевого направления для получения профессионально-технического образования можно подавать до 1 мая.
Куда пропала специальность?
В прошлом году жители области нередко обращались с вопросами: хотели поступать на такую-то специальность, а на сайте колледжа ее уже нет. Такие обращения ожидают и в нынешнем году. А все дело в новом названии отдельных специальностей и квалификаций. Например, квалификация «Зоотехник» с минувшего года звучит как «Техник-технолог».Связано это с тем, что с прошлого года прием осуществляется на специальности и квалификации в соответствии с новым общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации».
– Если кто-то на сайте учреждения или в справочнике поступающим не найдет привычную специальность или квалификацию, расстраиваться не надо: все они остались, просто изменились названия, – говорит Андрей Батуро. – Если есть сомнения и вопросы, можно обращаться непосредственно в приемные комиссии учреждений образования.
Источник: https://grodnonews.by