В Беларуси реализуется потенциал каждого ребенка
02.04.2024Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. В этот день, 2 апреля многие страны, в том числе Республика Беларусь, участвуют в акции «Зажги синим», когда синий цвет в подсветке зданий, одежде наглядно демонстрирует включенность людей в эту проблему.
Увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра во всем мире неизбежно выводит аутизм на позицию одного из актуальных нарушений развития человека в 21 веке.
Если в 2002 году в учреждениях образования страны обучались 115 детей с аутизмом, то в 2023/2024 учебном году зафиксировано 4392 детей данной категории.
Аутизм характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. До сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения. Существуют разные теории, но ни одна из них не может полностью объяснить природу данного расстройства. Считается, что это просто особенные дети с очень творческим началом. Они по-другому мыслят и чувствуют, по-другому изучают мир.
Работе с семьями, в которых растет ребенок с РАС, особое внимание уделяет Председатель Совета Республики Наталья Кочанова: при Совете Республики создан специальный консультативный совет по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития. Под руководством Натальи Ивановны проходят регулярные заседания совета, встречи со специалистами и родителями особенных детей.
Опыт педагогической работы показывает, что максимально раннее включение детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционно-образовательный процесс позволяет изменить к лучшему их поведение и жизненные перспективы. Дети получают возможность обучаться в различных учреждениях образования, в том числе в учреждениях специального образования.
В зависимости от структуры и степени тяжести нарушения дети с аутизмом могут обучаться и воспитываться: по образовательной программе дошкольного образования (в обычной группе учреждения образования, реализующего образовательную программу дошкольного образования, с возможностью получения коррекционно-педагогической помощи); образовательным программам общего среднего образования (в обычном классе, классе совместного обучения и воспитания учреждения общего среднего образования с возможностью получения коррекционно-педагогической помощи); образовательным программам специального образования (в специальных детских садах, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в специальных школах и школах-интернатах, в специальной группе, санаторной специальной группе, группе интегрированного обучения и воспитания, санаторной группе интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного образования, в специальном классе, классе интегрированного обучения и воспитания учреждения общего среднего образования).
Стоит отметить, что в учреждениях образования создается особая адаптивная образовательная среда для данной категории ребят. Имеются зоны отдыха (уголки уединения), оформляется индивидуальное рабочее место, осуществляется визуализация расписания, действий, распорядка дня.
Также в работе с детьми с РАС комплексно используются различные методики комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, сенсорной интеграции, система альтернативной коммуникации с помощью карточек «PECS», новейшие техники и приемы.
С 2016 года по инициативе Министерства образования внесены изменения в квалификационные характеристики должностей «воспитатель дошкольного образования» и «воспитатель», что позволило обеспечить персональное сопровождение в образовательном процессе ребенка с аутизмом.
Эти специалисты организуют деятельность ребенка на учебном занятии, оказывают помощь в соблюдении распорядка дня, режима занятий, обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса, ассистирование при выполнении ребенком всех видов заданий на учебном занятии, участвуют в создании адаптивной образовательной среды, организуют взаимодействие ребенка со сверстниками, осуществляют контроль и коррекцию поведенческих нарушений, связанных с аутистическими проявлениями.
В 2022 году в учреждениях образования «Минский городской педагогический колледж», Волковысский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» впервые осуществлен прием по новой специальности среднего специального образования «Педагогическое сопровождение» (квалификация «Воспитатель»).
С 2023 года в рамках специальности специального высшего образования «Специальное и инклюзивное образование» стала возможна подготовка по профилизации «Образование лиц с расстройствами аутистического спектра», а в рамках специальности магистратуры «Инклюзивное образование» - по профилизации «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с расстройствами аутистического спектра».
Реализуются мероприятия Дорожной карты создания в Республике Беларусь отечественной школы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра на 2021 – 2025 годы.
Ежегодно к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования республики, проводятся различные образовательные мероприятия.
В мероприятиях принимают участие дети с аутизмом и их родители, дети, не имеющие особенностей психофизического развития и их родители, педагогические работники, учащиеся колледжей, студенты учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, сектор «Городской центр психолого-педагогической помощи» предлагает ознакомиться с инфографикой «Что надо знать о людях с РАС».
Вопросы обучения и воспитания детей с РАС находятся в зоне повышенного внимания и контроля Министерства образования.
Источник: https://edu.gov.by