РУС БЕЛ ENG 中文

Часто задаваемые вопросы

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования? 

Процедура приема в учреждения дошкольного образования установлена в главе 5 «Прием, перевод и отчисление воспитанников» Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Положение). Так, в соответствии с пунктом 45 Положения прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов: 

  • заявления законного представителя воспитанника; 
  • направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования; 
  • медицинской справки о состоянии здоровья; 
  • заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп); 
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания). 

Согласно пункту 46 Положения комплектование групп и перевод воспитанников из одной группы в другую – ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Для постановки на учет и получения направления в учреждение образования родителям воспитанников (их законным представителям) необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (отдел (управление) образования, спорта и туризма) по месту нахождения государственного учреждения образования с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность законного представителя ребенка¸ свидетельством о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь) (пункты 6.6, 6.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями»). При этом на основании подпунктов 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования» выдача направления осуществляется с учетом норм наполняемости групп и в соответствии со списком детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, который отражает очередность их постановки на учет. Ввиду того, что нормативными правовыми актами принцип закрепления жилых домов за определенным учреждением дошкольного образования не установлен, при отсутствии мест в близлежащем учреждении дошкольного образования направление может быть выдано в учреждение дошкольного образования в зоне пешеходного доступа либо по ходу движения общественного транспорта.  

Можно ли остаться в детском саду ребенку, которому 1 сентября исполняется 6 лет?

В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников. 

Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), воспитанником которого он является. 

Кто может быть приглашен на роль Деда Мороза на утренник в детском саду и школе? Могут ли это быть родственники, друзья родителей или учителей? Какие требования предъявляются к кандидатам на роль Деда Мороза?

Отдел дошкольного образования рассмотрел письмо редакции «Аргументы и факты» от 13.12.2016 № 125 и в рамках своей компетенции сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 № 1049, Министерство образования Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в сфере образования и сфере государственной молодежной политики, осуществляющим регулирование, управление и контроль за обеспечением качества образования и координирующим в этих сферах деятельность других республиканских органов государственного управления и государственных организаций. Регулирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства находятся в сфере действия Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Гражданский кодекс). Статьей 2 Гражданского кодекса определено, что участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. На основании абзаца третьего статьи 111 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы. В соответствии с подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 1 Кодекса учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности. Статьей 91 Кодекса установлено, что при организации образовательного процесса необходимо выполнять требования по обеспечению качества образования, охране здоровья обучающихся, соблюдению санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, созданию безопасных условий с учетом соблюдения прав и законных интересов воспитанников (их законных представителей).Согласно пункту 61 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 № 150 (далее – Положение), руководитель учреждения дошкольного образования несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в соответствии с законодательством. Пунктом 63 Положения определено, что управление учреждением дошкольного образования осуществляет руководитель. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) и иными актами законодательство имеют право на: ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией; участие в управлении учреждением образования; защиту прав и законных интересов обучающихся; ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся; получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Согласно статье 35 Кодекса законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся; уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Таким образом, по вопросу приглашения стороннего лица (индивидуального предпринимателя) для проведения праздников в учреждении образования, исполнения ролей персонажей на детских праздниках родителям (законным представителям) воспитанников необходимо обратиться к руководителю учреждения дошкольного образования либо в местные исполнительные и распорядительные органы (отделы (управления) образования, спорта и туризма) по месту нахождения государственного учреждения образования.

Как осуществляется спонсорская и иная помощь учреждению дошкольного образования?

Статьей 137 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлено, что финансирование расходов на содержание учреждений дошкольного образования осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 года № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования» для решения актуальных задач учреждения дошкольного образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей.

При этом на основании пункта 24 вышеуказанного Положения финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. Таким образом, родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения дошкольного образования.

Что необходимо приобрести родителям в детский сад к новому учебному году?

(постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 г. № 50 (в редакции от 04.11.2009 г.):

 – карандаши цветные;

 – пастель 24 цветов;

 – фломастеры;

 – краски;

 – розетки прозрачные для краски;

 – кисти, подставки для кистей;

 – салфетки для обсушивания кистей;

 – баночки пластмассовые для промывания ворса кистей;

 – палитру;

 – губки для смывания краски с палитры;

 – мелки;

 – бумагу белую и цветную;

 – пластилин;

 – стеки;

 – ножницы с тупыми концами;

 – файлы;

 – подносы для обрезков бумаги;

 – картон;

 – розетки для клея;

 – салфетки;

 – пластины (клеенки) для работы с клеем

Оплата школьных учебников

В главное управление образования неоднократно поступают вопросы от родителей школьников с просьбой разъяснить правомерность требований подтверждения на бумажном носителе факта оплаты посредством АИС ˮРасчет“ услуг, предоставляемых учреждениями образования, в том числе за оплату школьных учебников

Факт совершения платежа посредством АИС ”Расчет“ подтверждается наличием в системе информации о таком платеже. В качестве указанного подтверждения используется учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП, который плательщику предоставляется путем размещения его в документе, подтверждающем совершение платежа (квитанция, чек, карт-чек, в т.ч. в электронном виде в системах дистанционного банковского обслуживания). Обращаем внимание на необходимость при осуществлении оплаты ввести номер учреждения образования, класс, ФИО учащегося либо лицевой счет учащегося.

Контроль осуществления оплаты услуг выполняется соответствующими должностными лицами учреждения образования или управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа без представления учащимися подтверждающих документов на бумажном носителе.

Таким образом, предоставление производителю услуг документа, подтверждающего оплату посредством АИС ”Расчет“, не требуется.

Я учусь в учреждении среднего специального образования. Могу ли я после его окончания получить аттестат об общем среднем образовании?

Согласно пункту 1 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании, документ об образовании – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы. В соответствии с пунктом 3 статьи 188 Кодекса Республики Беларусь об образовании при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования. Таким образом, в случае окончания учебы в учреждении среднего специального образования и получения документа установленного образца, получение второго документа, подтверждающего получение Вами общего среднего образования, нормативными правовыми актами не предусмотрено. 

Какие изменения внесены в порядок организации питания учащихся учреждений общего среднего образования?

С 1 сентября 2014 г. в организацию питания учащихся, получающих общее среднее образование (I-XI классы), специальное образование на уровне общего среднего образования, изменения не вносятся. Питание учащихся, как и ранее, осуществляется в соответствии с Положением об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177. В указанном Положении определены категории учащихся, которым предоставляется бесплатное одноразовое питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Скажите, пожалуйста, обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем их кормить в столовой?

В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206, установлено, что учащиеся должны получать пищу каждые 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Вместе с тем родители могут отказаться от горячего питания учащегося в школьной столовой, если имеется иная возможность обеспечения ребенка полноценным питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и кафе, другое). Горячее питание в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субъектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств законных представителей учащихся. Меню утверждается руководителем учреждения образования или субъекта хозяйствования. По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую питание в данном учреждении образования.

Существует ли в Беларуси официальное понятие «школьная форма»?

Понятия «школьная форма» (в значении «одинаковая для всех учащихся») нет. В учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды – строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению. К комплекту школьной одежды предъявлены определенные требования. Он должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды. Учащиеся, их законные представители совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.

Какой нормативный правовой документ запрещает использование учащимися тетрадей с рисунками на обложке?

Нормативного правового акта, регламентирующего использование учащимися учреждений общего среднего образования тетрадей одного типа или запрещающего использование тетрадей с рисунками на обложках, нет. Вместе с тем Министерство образования рекомендует предприятиям, осуществляющим выпуск тетрадей для учащихся, обращать внимание как на качество бумаги тетради, так и на оформление обложки, содержательное наполнение которой должно защищать учащихся от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. Важно, чтобы обложка не отвлекала от главного – от учебы.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Кто будет принимать решение об организации профильного обучения в том или ином учреждении общего среднего образования?

Такие решения принимают отделы (управления) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов на основе комплексного изучения ситуации о готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, а также наличия в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

Останутся ли в школах десятые классы без какого-либо профиля?

При наличии запросов учащихся и их законных представителей учащимся будет предоставлена возможность изучения всех учебных предметов на базовом уровне. X классы с изучением всех учебных предметов на базовом уровне сохраняются для тех старшеклассников, которые не определились с профилем.

Будет ли осуществляться формирование профильных классов по определенным направлениям?

Обучение может быть организовано путем объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне одного направления или объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне предметов по разным направлениям. Профильные классы (группы) учащихся будут формироваться на основе имеющейся информации об учебных предметах, востребованных учащимися и их законными представителями для изучения на повышенном уровне в конкретном учреждении общего среднего образования. Количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся, может быть различным (с учетом возможностей учреждения), допускается достаточно большой набор сочетания учебных предметов для их изучения на повышенном уровне.

Нужно ли сдавать вступительные экзамены по отдельным учебным предметам для обучения в профильном X классе?

Нет, экзамены для продолжения обучения в X профильных классах сдавать не нужно. Зачисление в профильные классы будет осуществляться по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: необходимо иметь средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам. А вот те учащиеся, которые получили общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства и без конкурсного набора, так как они в свое время были зачислены в V класс гимназии по конкурсу. Обращаем внимание, что  прием в X класс лицея осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний.

Существуют ли особые требования к учителю, который работает в профильных классах?

Безусловно, это должны быть высококвалифицированные специалисты. Все педагогические работники, которые работают в профильных классах, уже повысили свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).

Обязательно ли прохождение юношами 10 классов учебно-полевого сбора по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»? Должны ли родители оплачивать прохождение учебно-полевого сбора в случае, если он организован на базе оборонно-спортивного лагеря? Если десятиклассник имеет определенные заболевания, может ли он освобождаться от прохождения учебно-полевого сбора?

В соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283, по окончании учебного года с юношами X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор, на который выделяется 30 учебных часов. Дни проведения учебно-полевого сбора относятся к учебным, поскольку занятия проводятся по утвержденным учебным планам учреждения образования. По итогам проведения учебно-полевого сбора учащимся выставляются отметки. Порядок проведения учебно-полевого сбора определяется отделами (управлениями) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организацией охраны здоровья. Организация учебно-полевых сборов на базе оздоровительных оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускается только с их согласия. Освобождение от учебно-полевого сбора нормативными правовыми актами не предусмотрено. Программой проведения учебно-полевого сбора предусмотрено изучение вооружения и военной техники, Уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь, способов защиты от радиационного, химического и биологического оружия, вопросов военной топографии, а также обучение автономному выживанию в экстремальных условиях. К учащимся, имеющим отдельные заболевания, руководитель учебно-полевого сбора должен предусмотреть дифференцированный подход. Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор. Решение о переводе учащихся Х классов в следующий класс принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора.

Обязан ли учитель сопровождать учащихся в столовую, гардероб?

Учитель учреждения общего среднего образования осуществляет свою деятельность в соответствии с должностной инструкцией, разработанной в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 (с изменениями и дополнениями), а также в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом специфики деятельности конкретного учреждения образования.

Кроме того, в своей деятельности учитель руководствуется приказами, устными поручениями руководителя учреждения образования (непосредственного руководителя).

Если вышеперечисленными организационно-распорядительными документами учреждения образования предусмотрено сопровождение обучающихся в столовую, гардероб, то выполнение учителем перечисленных требований является обязательным.

 

Кто принимает решение о создании попечительского совета?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития. Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования. В случае нарушения попечительским советом требований законодательства его деятельность может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения образования. 

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы? 

Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года. В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, в том числе члены родительского комитета учреждения образования (возможно включение представителя родительского комитета от каждой параллели (класса)), педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.

На решение каких задач, кроме развития материально-технической базы, может быть направлена деятельность попечительских советов? 

Задачами деятельности попечительского совета являются: 

  • содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования; 
  • совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством; 
  • содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования; 
  • целевое использование средств попечительского совета; 
  • другие задачи в интересах развития учреждения образования. 

Как формируются финансовые средства попечительского совета?

Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных взносов физических лиц. 

Если учреждение образования финансово самостоятельное, то денежные средства зачисляются на текущий (расчетный счет) по учету внебюджетных средств учреждения образования. Если учреждение образования находится на обслуживании в централизованной бухгалтерии, средства поступают на счет управления образования. В этом случае поступление и расходование денежных средств ведется в разрезе каждого учреждения образования. Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии). Решение оформляется протоколом и предоставляется в бухгалтерию для подтверждения основания для оплаты. Договоры и счета к оплате подписывает: - руководитель учреждения образования либо уполномоченное должностное лицо (в случае, если это финансово самостоятельное учреждение); - начальник управления образования либо уполномоченное должностное лицо (если учреждение обслуживается в централизованной бухгалтерии). 

Как законным представителям учащихся узнать о решениях, которые принимает попечительский совет и о том, как расходуются средства попечительского совета?

Общее собрание попечительского совета рассматривает и утверждает ежегодный отчет попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств. Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц. В соответствии с приказом Министра образования от 02.10.2015 № 757 «О деятельности попечительских советов в учреждениях общего среднего образования», а также в целях обеспечения контроля поступления и прозрачности расходования средств попечительского совета информация о деятельности попечительских советов учреждений общего среднего образования должна быть размещена на сайтах учреждений общего среднего образования.

Создание Попечительских советов. Направления их деятельности

Попечительские советы в учреждениях образования создаются по инициативе родителей (законных представителей) учащихся в соответствии со статьей 137 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от   25 июля 2011 года № 146, Уставом учреждения образования.

Члены попечительского совета избираются на родительском собрании. Из числа членов попечительского совета избирается председатель.

Целью деятельности попечительских советов является содействие укреплению и развитию материально - технической базы учреждений образования, разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учащихся, определение направлений и форм деятельности. Все заседания попечительских советов оформляются протоколом, в котором отражены принимаемые решения.

Попечительские советы могут инициировать проведение различных благотворительных акций, участвовать в мероприятиях по благоустройству территории и ремонтных работах в учреждении образования, закупке средств обучения, игрового и спортивного оборудования. Формирование фонда финансовых средств попечительских советов осуществляется за счет привлечения внешних источников (добровольные пожертвования спонсоров, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, частных предпринимателей, юридических лиц, оказания дополнительных платных услуг и других видов деятельности, не запрещенных законодательством).

Все собранные средства перечисляются на расчетный (специальный) счет учреждения образования и расходуются по решению попечительского совета учреждения образования только для безналичной оплаты при проведении ремонтных работ, закупке оборудования.

Отчет о доходах и расходовании финансовых средств предоставляется родителям (законным представителям) несовершеннолетних председателем (заместителем председателя) попечительского совета учреждения с предъявлением соответствующих платежных документов.

 

В каких случаях наниматель может заключить срочный трудовой договор с работником?

Согласно статье 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) срочный трудовой договор, за исключением контракта, заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Максимальная продолжительность срочного трудового договора ограничена сроком не более 5 лет (пункт 2 части 1 статьи 17 ТК). Однако стороны могут договориться о любой продолжительности действия договора в пределах указанного срока. Действие срочного трудового договора может быть определено конкретным периодом в его пределах, путем установления конкретной даты, до которой действует заключенный срочный трудовой договор. Если срок, определенный сторонами, истек, то трудовой договор может быть прекращен в связи с истечением срока по инициативе любой из сторон (пункт 2 части 2 статьи 35 ТК); продлен на неопределенный срок, если трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения (статья 39 ТК); продлен по соглашению сторон либо перезаключен на прежних либо новых условиях.

Обязан ли наниматель предупредить работника в письменной форме о прекращении трудового договора, заключенного на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника?

Срочный трудовой договор, заключенный на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, прекращается со дня, предшествующего дню выхода этого работника на работу. При увольнении в связи с истечением срока трудового договора (пункт 2 части 2 статьи 35 Трудового кодекса), законодательством не установлена обязанность сторон предупреждать другую сторону о намерении прекратить трудовой договор. Каждая из сторон может высказать соответствующее намерении и в последний день действия договора. Уведомлять о прекращении трудового договора желательно с целью, чтобы другая сторона имела возможность заранее предпринять соответствующие действия, например, заняться поиском работы.

Возможно ли увольнение работника в связи с истечение срока действия трудового договора в период временной нетрудоспособности?

Увольнение работника в связи с истечение срока действия трудового договора по пункту 2 части второй статьи 35 Трудового кодекса возможно в период временной нетрудоспособности либо пребывания в отпуске. Трудовой договор прекращается в последний день его действия независимо от того, на какой день (рабочий или выходной) приходится его окончание.

Какие документы необходимо предоставить в учебное заведение молодому специалисту, направленному на работу путем распределения, при желании добровольно поступить на военную службу по контракту?

В соответствии с пунктом 16 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» перераспределение выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) в случаях и на условиях, установленных в статье 85 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также при изъявлении выпускником желания добровольно поступить на военную службу по контракту осуществляется учреждением образования в течение сроков обязательной работы по распределению, установленных в пункте 3 статьи 83 Кодекса.

Для рассмотрения вопроса о перераспределении выпускник, молодой специалист, молодой рабочий (служащий) обращается в учреждение образования, направившее его на работу. При обращении предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также представляются документы, подтверждающие право на перераспределение. В данном случае для лиц, которым место работы было предоставлено путем распределения, изъявивших желание добровольно поступить на военную службу по контракту, необходимо предоставить письмо Министерства обороны или иного государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, о согласии на заключение контракта о прохождении военной службы.

В каких случаях молодой специалист, направленный на работу в соответствии с договором о целевой подготовке, может претендовать на последующее направление на работу?

Согласно пункту 19 постановления Совета Министров Республики Беларусь 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» (далее – Постановление) в течение срока обязательной работы по договору о целевой подготовке последующее направление на работу молодого специалиста осуществляется только в случаях, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании).

В пункте 5 статьи 88 Кодекса об образовании указаны следующие категории лиц: дети-инвалиды в возрасте до восемнадцати лет, инвалиды І или ІІ группы; имеющие одного из родителей, или мужа (жену) инвалида І или ІІ группы, или ребенка-инвалида; имеющие медицинские противопоказания к работе по полученной специальности).

В пункте 6 Кодекса об образовании определены следующие условия: ликвидация организации, сокращение численности или штата работников; нарушение нанимателем законодательства о труде; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья; неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности; обстоятельства, не зависящие от воли сторон (пункты 2 и 3 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Согласно пункту 7 положения о целевой подготовке специалистов, утвержденного Постановлением, договор о целевой подготовке специалистов может быть изменен по соглашению сторон, а также расторгнут по соглашению сторон или по требованию одной из сторон. Сторона, инициирующая изменение или расторжение договора, обязана письменно уведомить об этом другие стороны с указанием причин и предоставлением подтверждающих их документов.

В случае если соглашение сторон между молодым специалистом и заказчиком по вопросу последующего направления на работу не достигнуто, то молодой специалист обязан отработать указанный в договоре о целевой подготовке срок обязательной работы либо в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса об образовании в случае принятия молодым специалистом решения в одностороннем порядке о расторжении договора о целевой подготовке возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на подготовку.

Необходимо ли мне проходит аттестацию на присвоение квалификационной категории по должности «учитель-дефектолог», если я имею первую квалификационную категорию по должность «преподаватель»?

В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция), квалификационная категория присваивается педагогическому работнику по каждой занимаемой должности.

Согласно пункту 20 Инструкции учитель-дефектолог имеет право претендовать на присвоение той же квалификационной категории, которая ему была присвоена по должности преподавателя, при условии соблюдения обязательных условий допуска к аттестации на присвоение квалификационной категории за исключением требований к стажу работы (пункт 18 Инструкции):

 соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

 освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, кроме случаев, которые предусмотрены частями третьей-шестой пункта 19  Инструкции, в сроки, установленные законодательством.

В каких случаях можно претендовать на присвоение квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы на должности?

В соответствии с пунктом 20' Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 в исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы на должности, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории с согласия начальника управления образования областного исполнительного комитета.

Что такое экстернат и кто такой экстерн?

Согласно статье 163 Кодекса Республики Беларусь об образовании экстерн – учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин не освоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната. 

Экстернат - процедура итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении. 

Каким документом регулируется получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната?

Получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната регулируется Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 130. 

Когда и куда нужно подавать документы на прохождение экстерната и получения аттестата об общем среднем образовании? Какие для этого нужны документы?

В соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 130, решение о допуске к аттестации в порядке экстерната принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица на основании его заявления (заявления законного представителя несовершеннолетнего), которое необходимо подать в апреле (до 25 апреля) года аттестации в порядке экстерната. При подаче заявления о прохождении аттестации в порядке экстерната необходимо представить свидетельство о базовом образовании, справку об обучении в учреждении среднего специального или профессионально-технического образования, предъявить документ, удостоверяющий личность. 

Что делать, если пропустил сроки подачи документов?

Документы, поданные в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа после 25 апреля года аттестации в порядке экстерната, принимаются для рассмотрения с согласия Министерства образования Республики Беларусь. Соответствующее согласие Министерства образования Республики Беларусь на прохождение аттестации в порядке экстерната может быть дано только при наличии подтвержденных уважительных причин пропуска срока подачи документов (призыв на срочную военную службу или увольнение со срочной военной службы по окончании срока военной службы по призыву, выезд за границу на временное или постоянное место жительства, служебная командировка, по состоянию здоровья и другое). В случае, если у заявителя нет подтвержденных уважительных причин пропуска сроков подачи документов, то у него сохраняется право на подачу документов в следующем году (до 25 апреля).

В какие сроки отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа принимает решение о допуске к аттестации в порядке экстерната?

Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа рассматривает документы, которые поступили, и в срок до 1 мая: определяет учебные предметы, по которым необходимо сдать экзамены; определяет учебные предметы, по которым отметка выставляется из справки об обучении; определяет учреждение образования, в котором будет проводиться аттестация в порядке экстерната; направляет в учреждение образования решение о допуске к итоговой аттестации;  информирует заявителя о допуске к аттестации в порядке экстерната либо отказе. Отказ должен быть мотивированным. 

В чем суть аттестации для получения аттестата об общем среднем образовании в порядке экстерната? 

Аттестация в порядке экстерната состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательных программ среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) из выставления отметок из справки об обучении.

Интернет-ресурсы