СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2023/2024 учебном году специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь получают 25 865 (-849 к 2022/2023 уч.г.) детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), из них 1935 (+158) – дети-инвалиды.
Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 100%. Показатель по своевременному выявлению детей раннего и дошкольного возраста с ОПФР доведен до 96,3%.
В 2023/2024 учебном году сеть специального образования области представлена:
19 ЦКРОиР,
7 специальными дошкольными учреждениями,
1 специальной школой,
4 специальными школами-интернатами.
В области обеспечивается право на получение коррекционно-образовательных услуг по месту жительства. На базе учреждений дошкольного и общего среднего образования функционируют:
631(+38) специальных и интегрированных групп,
239 (-14) пунктов коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) на базе учреждений дошкольного образования,
640(+30) специальных и интегрированных классов,
229 (-4) ПКПП на базе учреждений общего среднего образования.
На базе 19 ЦКРОиР функционируют 55 (+2) классов, 16 дошкольных групп, открыты 22 специально оборудованных кабинета ранней комплексной помощи, в которых 177 (+24) детей раннего возраста получают помощь специалистов ЦКРОиР.
Стабильно высокий показатель эффективности коррекционно-педагогической помощи – 58,5%.
В 2023/2024 учебном году получают помощь специалистов 339 детей с аутизмом (+69 к 2022/2023 уч.г.). Доступность и вариативность образования с учетом образовательных потребностей лиц с ОПФР, в том числе с аутистическими нарушениями, позволяет обеспечить персональное сопровождение детей с аутизмом в учреждениях специального, дошкольного и общего среднего образования путем введения дополнительной штатной численности воспитателей дошкольного образования (воспитателей). По состоянию на сентябрь 2023 года обеспечивают сопровождение 212 (+42 к 2022/2023 уч.г.) детей с аутизмом 140(+30 к 2022/2023 уч.г.) воспитателей персонального сопровождения. Функционирует 153,47 (+37,11 к 2022/2023 уч.г.) штатных единиц воспитателей в 12(+2) (Берестовицкий, Волковысский, Гродненский, Дятловский, Ивьевский, Лидский, Новогрудский, Островецкий, Ошмянский, Слонимский, Сморгонский, Щучинский) районах области и г.Гродно.
Сопровождение 26 детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата осуществляют 17 сотрудников (11,43 шт.ед.).
В области функционирует 43 опорных по интегрированному обучению и воспитанию учреждений образования, из них 29 учреждений на уровне общего среднего и 14 – на уровне дошкольного образования. Ведется работа по созданию необходимых условий для функционирования учреждений в соответствии с заявленным статусом. В 100% опорных учреждений создана адаптивная образовательная среда.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы 2 «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021-2025 годы доступная среда с учетом комплексного подхода создана на 31 объекте образования (план на 2023г. - 4,7%, факт – 4,7%).
С целью повышения компетентности педагогов в вопросах специального образования организована работа 5 областных ресурсных центров (ГУО «Специальный сад г.Слонима», УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно», ГУО «Специальная школа-интернат г.Новогрудка» ГУО «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и ГУО «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»).
Большое внимание уделяется деятельности экспериментальных и инновационных проектов.
Начата работа 3 новых экспериментальных проектов:
«Апробация методического обеспечения модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития, как субъекта образовательного процесса» (2023-2024) (ГУО «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации);
«Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования (2023-2024) (ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П.Бохана г.Гродно», ГУО «Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецовам г.Гродно, ГУО ««Специальная школа г.Гродно», ГУО «Детский сад № 2 г.Волковыска», ГУО «Детский сад № 62 г.Гродно» , ГУО «Детский сад № 10 г.Лиды», ГУО «Средняя школа № 4 г.Лиды»;
«Апробация содержания коррекционных занятий для учащихся с расстройствами аутистического спектра на первой ступени общего среднего образования» (2023-2024) (ГУО «Средняя школа №10 г.Слонима»).
Продолжена работа экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности» (2021-2024) (ГУО «Детский сад №6 г. Волковыска», ГУО «Детский сад №51 г. Гродно», ГУО «Детский сад №24 г. Лида», ГУО «Детский сад №4 г. Щучина», ГУО «Специальный детский сад №5 г.Гродно», ГУО «Специальный сад №3 г.Волковыска»).
Продолжена работа 4 инновационных проектов:
«Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV-V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью» (2022-2024) (ГУО «Специальная школа г. Гродно», ГУО «Специальная школа-интернат г. Волковыска», ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г.Свислочь», ГУО «Средняя школа № 15 г.Лиды»);
«Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с трудностями в обучении на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений» (2022-2025) (ГУО «Средняя школа № 5 г.Мосты», ГУО «Средняя школа №5 г. Волковыска», ГУО «Средняя школа №7 г. Волковыска», ГУО «Средняя школа г.п.Красносельский» Волковысского района, ГУО «Специальная школа-интернат г.Новогрудка», ГУО «Средняя школа №12 г.Гродно»);
«Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2021-2024) (УО «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»);
«Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра» (2021- 2026) (ГУО «Гродненская специальная школа-интернат №2»).
Ежегодно проводятся инклюзивные мероприятия, направленные на формирование толерантности, приуроченные к новогодним и рождественским праздникам, Международному дню инвалидов, Международному дню защиты детей, благотворительные марафоны, акции («Ты, да я, да мы с тобой», «Наши дети», «От сердца к сердцу», «Семь цветов добра», «Дети солнца», «Запуск синих шаров», «Твори добро»), Международному дню человека с синдромом Дауна, Всемирному дню аутизма, конкурсы, тематические недели, выставки, фотовыставки.
В мае 2023 года проведён ежегодный областной конкурс видеороликов «Мир един для всех. Твори добро». По итогам конкурса награждены дипломом главного управления образования Гродненского облисполкома
I степени:
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.п.Зельва»;
ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»;
II степени:
ГУО «Порозовская средняя школа» Свислочского района;
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Слонимского района» и ГУО «Средняя школа №10 г.Слонима;
III степени:
ГУО «Дятловский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодежи» и ГУО «Щучинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
С целью привлечения общественного внимания к проблемам социальной адаптации детей с ОПФР, созданию доступных и безопасных условий для детей с ОПФР, формирования позитивного общественного мнения о детях с ОПФР четвертый год подряд в декабре специалистами ГУО «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» проводится масштабная областная акция «Разные = Равные», посвященная международному Дню инвалидов. В этом году в рамках акции издана книга «Истории успеха» про тех, кто столкнулся с инвалидностью, но обстоятельства не позволили помешать достижениям. В книгу вошли истории успеха 30 ребят Гродненской области, которые вдохновляют других на победы не только в конкурсах, но и над собой.
В октябре 2023 года в Орше на базе спортивного комплекса «Олимпиец» прошло XV республиканское комплексное спортивно-массовое мероприятие «Усе разам» по развитию двигательной активности детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. Команда нашей области (12 человек) награждена дипломом в номинации «Самые сильные».
Дети с ОПФР включены в работу кружков, объединений по интересам, клубов. Охват дополнительным образованием детей с ОПФР, в том числе инвалидов, составляет 62,2% (2022 – 58%, 2021 год – 45%).
С 2016 года обеспечена круглогодичная работа центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В летний период на базе 12 ЦКРОиР работали оздоровительные лагеря для детей с тяжелыми и множественными нарушениями (оздоровилось 167 детей). На базе 10 ЦКРОиР работали дошкольные группы, из них в 8 – в течение всего летнего периода.
Во всех ЦКРОиР имеется транспорт для подвоза детей к месту учебы и обратно. В 2023 году приобретено шесть новых специально оборудованных транспортных средств для подвоза детей-инвалидов (в Берестовицкий, Волковысский, Ивьевский, Новогрудский, Свислочский, Щучинский районы).
Проводится постоянная работа по обеспечению доступности профессионального образования. В 2023/2024 учебном году на базе 4 УССО функционирует 10 групп, в которых обучается 94 учащихся с интеллектуальной недостаточностью по специальностям швея, сборщик обуви, штукатур, маляр, цветовод, рабочий зеленого строительства, овощевод, садовод.
С целью качественного развития системы специального образования в 2024 учебном году необходимо:
обеспечить системный контроль за исполнением мероприятий подпрограммы «Развитие системы специального образования» Государственной программы «Образования и молодежная политика на 2021-2025 и подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021 – 2025 годы;
повышать доступность и вариативность образования для учащихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
совершенствовать качество обучения и воспитания, посредством обеспечения его коррекционной направленности, реализации воспитательного потенциала учебных предметов;
создавать безопасные и здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;
системно и последовательно развить инклюзивные процессы в образовании и формировать готовность всех субъектов образовательного процесса к реализации принципа инклюзии;
повышать качество информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся.