Специальное образование

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2020/2021 учебном году специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь получают 26 839 детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), из них 1663 – дети-инвалиды.

Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 100%.

В 2020/2021 учебном году сеть специального образования области представлена:

19 ЦКРОиР,

8 специальными дошкольными учреждениями,

1 вспомогательной школой,

1 вспомогательной школой-интернатом,

3 специальными общеобразовательными школами-интернатами.

Диагностическое направление занимает ведущее место в многофункциональной деятельности ЦКРОиР. Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с ОПФР зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.

В каждом ЦКРОиР создана психолого-медико-педагогическая комиссия. Центрами проведена работа по созданию комфортных условий для обследования детей: во всех ЦКРОиР созданы диагностические кабинеты, выделены зоны для обследования ребенка и работы комиссии, все оснащены современной компьютерной техникой. 

В области обеспечивается право на получение коррекционно-образовательных услуг по месту жительства. На базе учреждений дошкольного и общего среднего образования функционируют:

547 специальных и интегрированных групп,

254 пункта коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) на базе учреждений дошкольного образования,

617 специальных и интегрированных классов,

240 ПКПП на базе учреждений общего среднего образования.

Стабильно высокий показатель эффективности коррекционно-педагогической помощи – 57,3%.  

В области функционирует 46 опорных по интегрированному обучению и воспитанию учреждений образования, из них 29 учреждений на уровне общего среднего и 17 – на уровне дошкольного образования. Ведется работа по созданию необходимых условий для функционирования учреждений в соответствии с заявленным статусом. В 100% опорных учреждений создана адаптивная образовательная среда, в 36% – безбарьерная среда.

В 83 (12,7%, план к 2020 году – 10%) учреждениях образования создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обучаться в учреждении образования.

С целью повышения компетентности педагогов в вопросах специального образования организована работа 6 областных и 9 районных ресурсных центров, деятельность экспериментальных и инновационных проектов.

Большое внимание уделяется развитию инклюзивного образования лиц с ОПФР. Продолжена работа по реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР» (ГУО «Гродненский областной ЦКРОиР», ГУО «СШ №3 г.Дятлово», ГУО «СШ №38 г.Гродно»)  и  инновационных проектов «Внедрение модели системной индивидуально-ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР» (ГУО «Новогрудская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении»), «Внедрение модели деятельности Республиканского инновационного центра в сетевой образовательной среде в целях профессионального развития педагогических кадров» (УО «Государственный ЦКРОиР г.Гродно», ГУО «Специальный ясли-сад г.Слонима»).

Во всех ЦКРОиР имеется транспорт для подвоза детей к месту учебы и обратно.

Организована круглогодичная работа центров. В летний период дети с тяжелыми множественными нарушениями оздоравливаются в лагерях, организованных на базе ЦКРОиР.

С целью качественного развития системы специального образования в 2020/2021  учебном году необходимо:

 обеспечить доступность образования, увеличение доли учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования с «универсальной» безбарьерной средой с учетом комплексного подхода, по всему маршруту передвижения людей с инвалидностью, создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей лиц с ОПФР;

проводить системную и последовательную работу по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса;

обеспечить здоровьесберегающий процесс в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия.

Интернет-ресурсы