РУС БЕЛ ENG 中文

Научные прозрения: какие исследовательские темы выбирают учащиеся Гродненского района

08.04.2024

фото носит иллюстративный характер

Очистка сточных вод, золотарник канадский и песни «Дроздов»… У ребят Гродненского района самые неожиданные темы и объекты исследовательских работ. Поэтому их презентация на XIX районном конкурсе «Первые шаги в науку» прошла увлекательно.
 
Для настоящего праздника знаний свои двери открыла СШ №1 г. Скиделя им. В. Г. Пешко. В восьми секциях, одна из которых – юниорская, свои работы представили 75 участников. Жюри возглавили преподаватели из ГрГУ имени Янки Купалы и методисты областного института развития образования.
В родных стенах победу одержал выпускник Дмитрий Петушок. Он изучил определение прозрачности и концентрации коллоидных растворов. А девятиклассники Ангелина Геда и Матвей Будревич рассказали, как имена героев создают «перевернутый мир» в гоголевской комедии «Ревизор». Литературоведческая тема принесла диплом І степени и Кириллу Стальбовскому из СШ №3 г. Скиделя им. Е. М. Шевченко, открывшему новые факты из биографии поэта и прозаика Петра Севрука. Коллега-десятиклассница Ангелина Константинавичюс сфокусировала внимание не на земляках, а на месте проживания: провела пространственный анализ Скиделя, оценив комфортность городских районов. 
 
Ровесники ребят из сельской местности также вошли в число победителей, обратившись к теме малой родины. Так, печальные страницы истории раскрыли Анастасия Жордочкина и Даниил Косицкий: учащиеся Озерской СШ изучили преступные факты геноцида на Гродненщине. 
Будучи неравнодушной к проблемам современности, Марина Зубрицкая из Ратичской СШ провела мониторинг популяций инвазивного золотарника канадского на территории деревни Крулевщина. Экология своего края оказалась в центре интереса Антона Поволанского: учащийся Озерской СШ разработал схему получения из отходов тростника и железной окалины сорбента для очистки сточных вод от катионных поверхностно-активных веществ. 
 
Помимо насущных вопросов, лучшие исследователи продемонстрировали увлеченность культурой. Десятиклассница Милана 
Зайко из Коптевской СШ сравнила облик Золушки в сказках братьев Гримм и их экранизациях. А выпускник Путришковской СШ им. Л. Ф. Крайника Матвей Писаренко изучил образ Беларуси в альбоме «Беларусь, ты – мая» группы «Дрозды».
 
Участие в научных конференциях – это хороший задел на будущее университетское образование. Некоторые работы имеют перспективу перерасти в студенческие исследования прикладного или практического характера. Но даже при смене сферы интересов у ребенка остаются важные навыки, которые пригодятся в любом вузе.
 
Главный специалист управления образования Гродненского райисполкома Светлана КАЛУГИНА:
 
– Все участники проявили креативность и серьезный подход при выборе тем. Главное место заняла проблематика Великой Отечественной войны, водных объектов, наследия малой родины и факторов здоровья человека. Рекорд по призовым местам в этом году поставила СШ №1 г. Скиделя им. В. Г. Пешко: учащиеся отличились пять раз. Четыре диплома отправились в Путришковскую СШ, три – в Озерскую и Гожскую средние школы. 
 
Учащийся Озерской СШ Антон ПОВОЛАНСКИЙ:
 
– На выбор темы исследования повлияло то, что я люблю изучать химию и живу в местности со множеством водных объектов. Всегда было интересно, как на них отразилась деятельность человека. Например, из моющих средств в сточные воды попадают катионные поверхностно-активные вещества, со временем они накапливаются в водоемах. Проблему мог бы решить недорогой сорбент для очистки. Мы разработали его из тростника и железной окалины. У такого сорбента хороший потенциал: в составе растения много углерода с отличными абсорбирующими свойствами, а сырьевая база в Беларуси просто огромная! К тому же для изготовления сгодятся и промышленные отходы. Много обрезков тростника образуется при производстве стройматериалов. Ими занимается предприятие «ЭкоДомСтрой», расположенное в Мядельском районе. С фирмой связывался мой научный руководитель, завкафедрой промышленной экологии БГТУ Анна Лихачева. И нам предоставили отходы для проведения экспериментов в лаборатории вуза. 
Я планирую продолжить работу в 11 классе, чтобы выяснить самую эффективную концентрацию сорбента.
 
Источник:https://proregion24.by