РУС БЕЛ ENG 中文

Как школьники в Гродненском районе развивают в себе предпринимательскую жилку: учебные бизнес-компании набирают обороты

10.02.2021

 

Квасовская СШКвасовская СШ

Пару лет назад в некоторых школах Гродненского района в рамках эксперимента были созданы учебные бизнес-компании. Старшеклассники получили возможность превращать свое хобби в прибыль. В этом учебном году такие компании появились еще в девяти учреждениях. 
 
Преуспели в фотоделе
 
Для того, чтобы запустить в Гродненском районе проект «Бизнес-старт» по обучению и воспитанию школьников экономической грамотности и предпринимательской компетенции, педагоги изучали опыт работы других учреждений в этой сфере, разрабатывали методическую литературу, анализировали тонкости образовательного процесса. Он, к слову, включает в себя практическую и теоретическую части. Ребята постигают основы экономики и предпринимательского дела не только по книжкам и конспектам, но и на собственном опыте. Для реализации своего дела юные бизнесмены используют ресурсы учреждений образования. 
 
Проект стартовал в марте 2018 года в Поречской средней школе. Там школьницы под руководством учителя труда решили заняться созданием оригинальных украшений из фоамирана. Броши, заколки, ободки и другие женские штучки, которые реализовывали на мероприятиях в школе и агрогородке, быстро стали пользоваться спросом среди местного населения. А уже через год поречские бизнесмены достойно заявили о себе на областном фестивале учебных бизнес-компаний – были награждены специальным дипломом в номинации «Эффективное продвижение производимого товара или оказываемой услуги».
 
В прошлом году опыт своей работы на этом же фестивале представили квасовские школьники – их бизнес-компания стала призером сразу в двух номинациях. В Квасовской СШ решили оказывать фотоуслуги населению и, как оказалось, не прогадали. В минувшем году заработали около 
1 000 рублей. Ребята «снимают» мероприятия, учатся делать фото на документы, печатают и ламинируют фотографии, календари. Школьная бизнес-компания «В фокусе» уже успела себя зарекомендовать. Даже девятиклассники и одиннадцатиклассники решили доверить им работу над своим выпускным альбомом – от фотографирования до оформления. Заместитель директора по учебной работе Алексей Зубань, который курирует работу бизнес-компании и по совместительству ведет кружок «Юный фотограф», признает, что необходимо сделать упор на рекламу услуг. Однако это тоже требует вложений. А прибыль пока вкладывают в дело. Например, недавно купили брошюратор и пружины для переплета, к тому же постоянно нужно пополнять запасы фотобумаги. Используют профессиональную фототехнику. Фотоаппарат пару лет назад получили в подарок, остальное оборудование помогли купить ПК имени В. И. КРЕМКО и Квасовский сельисполком. 
 
Переключились на рассаду
 
В каждой школе дети вместе с педагогами сами решали, какое направление выбрать, пояснила куратор проекта, методист районного центра творчества детей и молодежи Людмила Олесюк. Анализировали возможности, спрос на ту или иную продукцию. Например, сначала взялись изготавливать сувениры, но дело не пошло, и занялись растениеводством. 
 
 Так, собственно, получилось и в Луцковлянах. В прошлом году там стали выращивать рассаду. Ресурсы школы позволяли развивать данное направление: на территории располагалась теплица в 75 кв. м, которая долгое время стояла без дела. СПК имени Деньщикова выделил деньги на ее ремонт, школьники сами собирали семена растений, высеивали, пикировали, рассаживали, поливали и пололи. В мае уже собирали урожай и получили первую прибыль – около 300 рублей. Реализовали 100 кустиков диетической клубники, 200 саженцев красного болгарского перца, более 100 саженцев ранней капусты и около 30 – лука-порея. Наибольшей популярностью пользовалась цветочная рассада: на ура шли бархатцы, сальвия, петунья. В этом году и решили сделать ставку на цветоводство, рассказала учитель труда Галина Глебович. По ее словам, школьники с энтузиазмом включились в собственный бизнес. Не только охотно посещают теоретические занятия, тренинги, но и не боятся работы. Многие из них не бросают любимое дело и во время каникул – идут в трудовую бригаду. Сейчас усиленно изучают спрос. Уже почеренковали розы, высадили их в теплицу. Начали высеивать в ящики петунью и сальвию. Скоро приступят к важному моменту: укроют землю в теплице снегом, чтобы она была влажной и щедрой. 
 
 
Деньги не главное?
 
Пока говорить о больших заработках рано, но школьники стараются заработать копейку. При этом вырученные деньги тратят с умом – в основном вкладывают в развитие бизнеса. В каждой учебной бизнес-компании – собственный механизм распределения прибыли. Чаще всего заработанное идет на развитие бизнеса. Учащиеся, в свою очередь, поощряются благодарственными письмами, билетами на экскурсии и мероприятия. 
В Озерской СШ учебная бизнес-компания только набирает обороты. Там решили заниматься столярным делом. Причем среди юных бизнесменов не только парни, но и девочки. Школьники изготавливают скворечники, кормушки, разделочные доски, оригинальные ключницы, сувениры к праздникам. Готовы сделать на заказ, что клиенту угодно – хоть рамку для фото, хоть подставку для цветов. Чтобы рекламировать себя, создали группу в соцсети. Но пока прибыль небольшая. Изначально планировалось продавать товар во время проведения ярмарок и мероприятий. Из-за эпидемиологической ситуации они почти не проводятся, поэтому и доход небольшой. Но настроены в школе оптимистично и уверены, что успех впереди. Да и главное, считают, что азы экономики и предпринимательства каждому пригодятся в жизни. 
 
 
Людмила Олесюк подтверждает, что самым сложным в «бизнесе» оказалось не изготовить продукт, а выгодно его продать. При этом, замечает, прибыль – не главная задача проекта. 
 
– Основное в деятельности школьных бизнес-компаний – это, безусловно, образовательная цель, – считает Людмила Валерьевна. – К сожалению, многие в современном обществе финансово не грамотны. Люди по незнанию не используют то огромное разнообразие банковских инструментов, которые могут помочь в достижении больших целей. Ребята узнают, с чего начать собственное дело и как его развивать, учатся презентовать себя и свою продукцию, понимать, куда именно направить прибыль для дальнейшего обогащения. Это перспективное и уместное направление в современном образовательном процессе.
 
В учебных бизнес-компаниях заняты дети с 14 лет. Однако и младшие школьники охотно стремятся повышать свою финансовую грамотность. Для них подобное обучение организовывается в рамках стимулирующих и поддерживающих занятий, классных часов, рассказала главный специалист управления образования Гродненского райисполкома Светлана Калугина. С удовольствием дети подключаются и к мероприятиям в рамках недели финансовой грамотности, которая организовывается под эгидой Национального Банка Республики Беларусь. Старшеклассники активно участвуют в олимпиаде по финансовой грамотности. Три года подряд школьники района становились победителями областного этапа олимпиады. 
 
источник:  редакция газеты «Перспектива»