РУС БЕЛ ENG 中文

"Худший ученик — незамотивированный". Репетитор о том, как подготовиться к ЦТ

25.01.2021

 

"Худший ученик — незамотивированный". Репетитор о том, как подготовиться к ЦТ

О том, как не потратить деньги напрасно и от чего зависит эффективность занятий.

О том, как не потратить деньги напрасно, от чего зависит эффективность занятий и возможно ли хорошо подготовиться к тестам самостоятельно, корреспондент СБ поговорил с опытным репетитором, преподавателем русского языка и литературы, специалистом по деловой коммуникации Софьей Луцевич.

 
 
 
 
 
— Софья Геннадьевна, почему, по вашему мнению, сегодня популярны репетиторские услуги?

4f549bd1c77659842b526401449ce899.jpg
— На мой взгляд, здесь можно выделить несколько причин. Например, на русский язык в 10-м и 11-м классах в обычных школах отводится по одному учебному часу (45 минут) в неделю. А у репетитора или на курсах по подготовке к ЦТ выпускники в среднем занимаются два раза в неделю по 90 минут. Получаем 180 минут против 45. Также нужно учитывать перегруженность классов. Работая с группой 10—12 человек, еще можно выстроить индивидуальную траекторию подготовки, проконтролировать каждого ученика. Сделать это в классе из 25—30 человек очень сложно.

— Можно ли сказать, что спрос на частных педагогов возрос в первую очередь из-за введения ЦТ?

— Репетиторы существовали и 20, и 30 лет назад. Просто они были менее популярны, а занимались у них в первую очередь слабые ученики. Сегодня же репетиторов нанимают не только по острой необходимости, но и из-за своеобразной престижности. Популярны они не только в Беларуси. Обращаются к их услугам и в России, ЕС, США… Даже в Южной Корее, Сингапуре, Китае, которые входят в топ рейтинга PISA по эффективности систем образования, репетиторство совершенно не воспринимается как феномен. Практически все школьники там занимаются с частными учителями.

— Как родителям и абитуриентам не выкинуть деньги на ветер?

— Первый совет — обращайте внимание на опыт педагога в этой сфере. Причем опыт — это далеко не количество лет, проведенных в профессии, а количество учеников, которым репетитор реально помог. Второй совет — изучайте отзывы. Но следите, чтобы это были отзывы от реальных людей, а не фейки. Третий — правильно интерпретируйте результаты учеников. Есть репетиторы, которые очень гордятся тем, что в каком-то году их подопечный набрал 100 баллов. Но если такой ребенок был один, возможно, дело не в профессионализме учителя, а в том, что первоначально уровень знаний ученика был очень высокий. Повысить баллы с 85 до 100 не так сложно. А вот вытянуть с 30—40 баллов на первом репетиционном тестировании до 85 и выше на ЦТ — это под силу действительно профессионалу. И еще один совет: обязательно уточните, как преподаватель контролирует выполнение заданий и адаптирует программу обучения под изменения в заданиях ЦТ, которые происходят каждый год.

— Бывали ли у вас безнадежные ученики?

— Самый безнадежный ученик — незамотивированный. Была у меня девочка, занималась слабо, без интереса и желания. Стала выяснять у нее, кем она видит себя в будущем, зачем ей высшее образование. Оказалось, она не видит в нем смысла. Университет планирует окончить только ради мамы, а потом собирается уйти работать в бьюти-сферу. Конечно, такой ученик не будет понимать, зачем ему столько усилий вкладывать в 11-м классе, чтобы поступить в вуз. Пытаюсь замотивировать детей, вывести на беседу. Если же не получается найти связь, разговариваю с родителями, редко могу посоветовать поискать другого учителя. На мой взгляд, неправильно продолжать заниматься с ребенком и брать за это деньги, если ты первоначально видишь, что из этого ничего не выйдет. А вот если у парня или девушки есть желание и настрой на серьезную работу, то вытянуть можно с самых низов.

— Можно ли, на ваш взгляд, хорошо подготовиться к ЦТ без чьей-либо помощи?

— Можно. Сегодня нет проблемы с доступом к информации — есть печатные пособия, интернет-ресурсы. Но, как правило, проблема возникает в систематизации этой информации, а также старшеклассникам не хватает самоорганизации. Им сложно самостоятельно упорно работать в течение года. Нужно, чтобы их кто-то подталкивал. Репетитор отлично справляется с этой задачей. Еще в процессе подготовки очень важен контроль. Как ученик, занимающийся самостоятельно, себя проконтролирует беспристрастно? Как поймет, что эту тему он выучил безупречно, а вот другую нужно еще подтянуть? И важно понимать, что у ученика 11-го класса просто не хватает компетенции составить программу подготовки к ЦТ: чтобы сформировать целостную систему знаний по предмету, важно даже то, в каком порядке мы проходим темы. Опытный репетитор также знает, на чем в учебном материале обязательно заострить внимание, а что можно опустить.

— За какое время до начала вступительной кампании вы рекомендуете начинать подготовку?

— 90 % моих учеников — 11-классники. Как правило, года на подготовку к тестированию хватает. У меня есть и экспресс-программы, где мы за 6 или даже 3 месяца делаем рывок в знаниях. Но такие программы подходят самым замотивированным. Порой занимаются и 10-классники, и иногда это бывает оправданно. Если пробелов в знаниях много — лучше начинать раньше. Сейчас ЦТ требует усиленной подготовки, и многих это возмущает. Но это и есть маркер ­эффективности данного испытания. Ведь его цель — отобрать лучших ребят, которые потом поступят в вузы. А у тех, кто претендует на высшее образование, должны быть именно первоклассные ­знания.
 
источник: СБ