РУС БЕЛ ENG 中文

Школа без барьеров, или Как устроено инклюзивное образование в СШ №38 в Гродно

07.12.2020

На занятии по арт-терапии девятиклассница Елена Крупович рисует картину своего мира. Девочка учится в гродненской СШ №38 в интегрированном классе. Это не просто школа: учреждение образования является опорным по социализации детей-инвалидов в городе. В момент творения Елена необычайно воодушевлена: рисование наряду с чтением – ее любимые хобби. На этот раз в ход идут не краски и кисти, а материал необыкновенно приятный на ощупь, успокаивающий и податливый – мелкий и сухой песок. Спустя пару минут на полотне карамельного цвета начинают вырисовываться отчетливые песочные сюжеты. Несколько штрихов в виде точечного добавления миниатюрных фигурок вверху – и взору открывается уже целая объемная композиция.

– Рисунок глобуса передает ощущение любопытства неведомого, это бесконечность познания и жажда путешествий, лестница – символ подъема, достижение новых вершин, а девочка посередине – сама Елена, которая размышляет и строит планы на будущее, – интерпретирует рисунки юной художницы педагог-психолог Ольга Щербинская. – Терапия искусством позволяет ребятам снять нервное напряжение, улучшить настроение, выразить свои чувства, превратить эмоциональные душевные состояния, мечты в такие вот зримые песочные образы. Кроме того, арт-терапия – это реальный шанс раскрыть талант ребенка.
 
DPP_50235.JPGDPP_50228.JPG


Рисует Елена действительно хорошо, но не меньше художественного мастерства увлечена изучением английского языка и истории. С выбором профессии учащаяся пока не определилась, говорит, времени на размышление вдоволь. Поступать намерена после 11 класса.  

DPP_50238.JPG
А вот юный философ Сергей Ковалевский, переминающий в руках кинетический песок, решил давно: станет программистом. Шестиклассник не по годам серьезен. Уж если и задумывается о каких-то вещах, то только глобальных: рациональном использовании природных ресурсов, сохранении и бережном отношении человека к животному и растительному миру. Парень увлекается робототехникой, изучает компьютер и, как многие современные дети, любит иногда поиграть в компьютерные игры. Того, что у мальчика есть физический недуг, ты совсем не замечаешь. Веселый, обаятельный и очень отзывчивый, он без труда заводит друзей, уверенно чувствует себя в окружении сверстников, увлеченно общается с ними, размышляя над очередной идеей.  
 
DPP_50225.JPGDPP_50234.JPG


Система интегрированного обучения и воспитания, когда ребенок с особенностями может обучаться вместе с другими детьми, в области не нова. Практика инклюзивного обучения в СШ №38 города Гродно внедрена с момента ее открытия, в 2011 году. Как рассказала Кристина Маркевич, заместитель директора по учебной работе, сейчас в школе функционирует пять классов интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

– В нашей школе обучается 35 детей-инвалидов, из них 17 – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, – говорит она. – Конечно, кто-то скажет, а не удобнее ли получать знания таким детям в домашних условиях. Учиться на дому, безусловно, можно, но лучше всего, когда у ребенка с особенностями развития есть возможность общаться со своими сверстниками, не чувствовать с ними никакой разницы. Именно в школе, взаимодействуя с другими детьми, ребята с особенностями развития получают новый жизненный опыт налаживания контакта и общения друг с другом. Здесь их переполняют новые позитивные эмоции и впечатления, они испытывают радость от совместного участия в школьных мероприятиях, различных творческих делах. Им важно чувствовать себя принятыми, важно, чтобы их способности и интересы учитывались, а успехи обязательно были отмечены и оценены.

 
DPP_50224.JPGDPP_50227.JPG
 

Впрочем, социализация в интегрированном классе важна не только для таких ребят, как, к примеру, Елена или Сережа, но в том числе и для их одноклассников, учителей. Такой подход способствует формированию инклюзивной культуры и толерантного отношения к детям с особенностями в обществе.

– Могу сказать с уверенностью, что в классе царит хорошая эмоциональная атмосфера. Дети дружат, они добры и внимательны друг к другу, если нужно – всегда помогут своему товарищу. Благодаря такому общению у детей меняется представление о людях с ограниченными возможностями, – говорит классный руководитель 4 «Г» класса Анна Расилевич, и уточняет, что не менее важный аспект социализации детей с особенностями психофизического развития – это работа с родителями. Они имеют возможность познакомиться с методами работы с ребенком, если требуется, получить консультации от специалистов, которые занимаются с детьми, а также наладить контакт с другими родителями.

Для детей с особенностями развития требуются и особые условия для обучения, воспитания, занятий физической культурой, спортом. И в школе №38 они есть. Здесь создана и успешно функционирует безбарьерная среда: предусмотрены пандусы, для инвалидов-колясочников, к примеру, в актовом зале, обустроены специальные подъемники, а свободному передвижению по этажам способствует наличие лифтов.

 
DPP_50236.JPGDPP_50237.JPG
 

– Для занятий адаптивной физкультурой в специализированном спортзале есть весь необходимый инвентарь, тренажеры. Комната арт-терапии позволяет детям отдохнуть, переключиться с учебы на более приятный для них вид деятельности – творчество. Есть у нас центр китайского языка и культуры, а также свой лего-центр. Посмотрите, как здесь хорошо, уютно, – проводит экскурсию Кристина Маркевич и приглашает заглянуть в очередной кабинет.

Здесь за созданием красочного лего-проекта под названием «Гродно – моя малая родина»  застаю группу сосредоточенных четвероклассников. Егор Ширмо, учащийся интегрированного 4 «Г» класса приходит сюда с удовольствием. Из небольших разноцветных деталей ему нравится создавать объекты, которые не раз видел на исторических улицах Гродно. Тут и Фарный костел, и Музей истории религии, и Новый замок, одним словом, – главные архитектурные жемчужины города над Неманом. Примечательно, что такое увлечение имеет еще и немалый познавательный эффект, ведь перед каждым новым «строительством» ребята обязательно изучают историю строения.

Несмотря на свой юный возраст, парень уверенно заявляет:

DPP_50240.JPG

– В будущем хочу стать строительным бизнесменом.

 А мне подсказывали, что директором школы, – интересуюсь у Егора и слышу взвешенное «нет» маленького человека.
 

В том, что у парня все получится, никто из учителей даже не сомневается. Говорят, таких ответственных и дисциплинированных еще поискать надо.

Одноклассница Егора Елизавета Иванчик постоянно стремится к самостоятельности. Подвезут к подъезду дома – дальше по лестнице уже сама. Точно так же и в школе. В столовую – без сопровождения, в класс – аналогично.
 
DPP_50242.JPG
– Хочу, как моя тетя, помогать животным, быть ветеринаром, – делится планами на будущее шестиклассница. – А еще сильно люблю петь, выступать перед зрителями. Это совсем не страшно. Я даже участвовала в конкурсе «Минута славы». Очень понравилось.


Успевает Лиза развивать не только творческие таланты, но и прилежно учиться. В ее дневнике отметки ниже восьмерки не найдешь. Девчонка она общительная, не мудрено, что и одноклассникам с ней интересно, весело. Друзей хоть отбавляй.

 
DPP_50223.JPG
 
– Инклюзивный подход предполагает участие каждого учащегося во всех аспектах школьной жизни, – замечает Кристина Маркевич. – Здесь ребята с ограниченными возможностями не чувствуют дискомфорта, а наравне с остальными принимают участие в мероприятиях, выступают на концертах, конкурсах. Всегда хочется сделать для них что-то уникальное и неповторимое. Радует, что и дети открыты, их все это захватывает. Например, не так давно мы ставили пьесу на итальянском языке.
 
Реализуют в гродненской школе и немалое количество проектов, направленных на социализацию ребят в школьной среде, обществе, на создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей. Все – с акцентом «без границ».
 
DPP_50220.JPGDPP_50222.JPG


С 2018 года на базе учреждения образования действует республиканский экспериментальный проект «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития». Он продлится до 2021 года, а результаты работы позволят выработать общие рекомендации по внедрению инклюзивного образования в другие школы, разработать алгоритм мероприятий по полному включению детей с ограниченными возможностями в жизнь школы.

– С нашими ребятами постоянно занимаются педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учитель адаптивной физкультуры, помощники воспитателя. У каждого их них своя задача. Кто-то оказывает коррекционную помощь, кто-то проводит диагностику развития ребенка. Проще говоря, выработан системный подход, – замечает Кристина Маркевич. – Налажено тесное сотрудничество с центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации области. На базе поликлиники №7 для ребят с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата еженедельно проходят коррекционные занятия по развитию двигательной мобильности. Подвоз детей к месту назначения специализированным транспортом, а также из дома в школу и обратно, организован.