РУС БЕЛ ENG 中文

Как особенным детям помогают включиться в социум: от детского садика до получения профессии

03.12.2020

Дети с особенностями психофизического развития, в том числе имеющие инвалидность, еще 10-15 лет назад обучались на дому, а сегодня они все чаще посещают общеобразовательные учреждения. В Беларуси, и на Гродненщине в частности, для этого создаются необходимые условия. 

Как итог – ребята более социализированы, они не замыкаются в четырех стенах и смело выходят в общество.

DPP_50248.JPG

Большой объем работы по оказанию помощи – медико-психологической и методической – делают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). На Гродненщине их 19, а курирует всю работу областной центр, созданный четверть века назад. Это абсолютно некоммерческие организации, все услуги, занятия с детьми, консультации родителей оказываются совершенно бесплатно. Так в Беларуси реализуется право каждого на получение образования.

DPP_50244.JPG

На сегодняшний день коррекционно-образовательными услугами охвачено 1164 ребенка, почти 50% – дети-инвалиды. Подопечными центра являются ребята с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, а также дети с аутизмом. К каждому – индивидуальный подход с максимально возможной для ребенка социализацией, учитывая состояние здоровья.

 

DPP_50250.JPG

– Сегодня в приоритете – создание условий в учреждениях общего среднего и дошкольного образования для обучения детей с особенностями и детей-инвалидов. Раньше такие ребята учились в интернатных учреждениях или на дому, – рассказывает директор областного ЦКРОиР Елена Федосенко. – Сейчас в учреждениях создаются необходимые условия для ребят с особенностями, так называемая адаптивная образовательная среда. Это, к примеру, подъемники для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пандусы, таблички шрифтом Брайля, дублирующие названия кабинетов и так далее. В области работают более 60 воспитателей для персонального сопровождения 111 детей с аутизмом, и они становятся своего рода посредниками между коллективом и ребенком, помогают детям адаптироваться к школьной обстановке, формату уроков.

 

Доступны особенным детям и кружки, секции, которые предлагают учреждения дополнительного образования не только в Гродно, но и районах области. Ребята осваивают народные ремесла, выступают в театрах, принимают активное участие в мероприятиях выходного дня. К слову, оценить их таланты в изобразительном искусстве можно уже с сегодняшнего дня в гродненском торговом центре "Old City": здесь к Международному дню инвалидов открылась выставка «Мир добра». В экспозиции – картины и фотографии, созданные ребятами с особенностями психофизического развития. Творили они с воодушевлением, многие присылали по несколько работ. И чтобы представить все, экспозицию планируют обновлять каждую неделю вплоть до Нового года. Помогли областному ЦКРОиР организовать эту акцию торговый центр и Гродненский мясокомбинат, который подготовил всем авторам памятные сувениры.

DPP_50245.JPG

Налажена система получения особенными ребятами профессии. Получить специальность можно в шести учреждениях профессионально-технического образования области: здесь учат швей, обувщиков по ремонту обуви, штукатуров-маляров, овощеводов. В этом учебном году азы будущей профессии осваивают 110 учащихся с особенностями психофизического развития. Еще 52 человека с нарушением зрения учатся в медицинском колледже, они – будущие массажисты. Для молодых людей получение профессии – важное условие того, что в будущем они смогут жить самостоятельно о материально себя обеспечивать.

Раннее выявление особенных детей, коррекция нарушений, помощь в социализации – работа, которая ведется годами, пока человек не будет готов выйти в самостоятельную жизнь. Если же по состоянию здоровья это невозможно, такие молодые люди также не остаются наедине со своими проблемами. Уже взрослые, они находят поддержку в территориальных центрах социального обслуживания населения.