РУС БЕЛ ENG 中文

Алексей Ковалевич, учитель физики гимназии №10 Гродно: «Я не «кую» олимпиадников, я делаю людей успешными»

05.10.2020

 

Алексей Ковалевич, учитель физики гимназии №10 Гродно: «Я не «кую» олимпиадников, я делаю людей успешными»

 

Алексей Ковалевич – «Человек года Гродненщины-2016», учитель физики гимназии №10 города Гродно, тренер областной команды олимпиадников по физике, на счету которого подготовка 15 призеров заключительного этапа школьной и золотого призера международной олимпиады по физике. А еще это человек, который своим примером ломает не один стереотип. Например, что быть педагогом для мужчины не престижно или что нельзя подготовить победителя олимпиады без суперсовременной школьной лаборатории.

Золотая мечта учителя

В систему образования Алексей Ковалевич пришел еще студентом. Потом было первое рабочее место – Гродненская городская гимназия, где он и нашел свою стезю в профессии: готовить ребят к участию в олимпиаде. Первая победа была в 2008 году: диплом ІІІ степени на заключительном этапе республиканской олимпиады. Каждый следующий год был результативным. А летом 2016-го – ошеломляющий успех: ученик Алексея Ковалевича, выпускник Гродненской городской гимназии Эрик Камлык завоевал золото на 47 Международной физической олимпиаде IPhO в Швейцарии. Как отмечает педагог, в области это первая награда такого уровня за полувековую историю проведения международной олимпиады.

DPP_49264a.jpg
– Золото международной олимпиады когда-то было моей мечтой. Оно у нас есть. Что дальше? Абсолютное первое место? Не знаю: Китай обойти сложно. А вот золото, которое завоюет девушка, – это еще одна мечта. У меня была сильная ученица, трехкратный призер республиканской олимпиады Алеся Малюченко. Но, к сожалению, в этом году международную олимпиаду не проводили из-за эпидситуации… Так что мечта пока остается недостигнутой.

Впрочем, стоит сказать, что путь на олимп не всегда бывает успешным. После того как несколько лет подряд ученики Алексея Ковалевича неизменно привозили дипломы с республиканского этапа олимпиады, в один год ни один из четверых, кто участвовал, не стал призером.
 
– Мне очень нравятся слова Черчилля про успех: успеха добиваются те, кто после очередной неудачи, не теряя оптимизма, двигается к следующей. Не нужно бояться неудач, – говорит учитель и учит этому своих учеников.

А еще, признаться, очень импонирует педагогический подход Алексея Ковалевича: «Я не «кую» олимпиадников, я делаю людей успешными». Будущих призеров тренер подмечает на уроках физики в 8 классе.

– Я не ищу талантливых или гениальных ребят. Мне нужны пахари, а еще лучше – каторжане. Те, кто готов работать для своего результата. Мне не нужны идеалисты, мне нужны перфекционисты – чтобы они выполняли задания не для того, чтобы все ахнули, а чтобы никто не сделал лучше.
Все дается в жизни «па шчырай працы». Педагогический успех – тоже. Чтобы подготовить победителя олимпиады, учитель должен быть готов учиться сам, изучать дополнительную литературу. По вечерам и в выходные.
 
DPP_49263.JPG
Домашний эксперимент

Кто-то скажет: для побед на олимпиаде школе нужна современная и оснащенная по последнему слову техники лаборатория. Алексей Ковалевич ответит: отнюдь.

– Это не моя фраза, а руководителя республиканской команды по физике Анатолия Ивановича Слободянюка, но я полностью согласен: самое крутое оборудование на республиканскую олимпиаду можно купить в любом газетном киоске. С одними нитками и карандашом можно придумать столько увлекательных работ серьезного уровня! Ластик, резинка, скрепки, нет набора грузов – возьми пластилин, нет рычага – сверни лист А4 в несколько раз. Или вот пример для домашнего эксперимента: если взять спагетти за края и попытаться сломать макаронину, она обязательно сломается в двух местах. Я сам когда-то ломал над кастрюлей макароны, чтобы проверить. Никаких сложных приборов не нужно. А между тем это было серьезное научное исследование на международном турнире юных физиков.

Еще один пример с олимпиады – с новогодними украшениями в виде бус. Если их сложить в стакан и свесить свободный конец, они начинают падать, раскручиваясь из стакана. В какой-то момент бусы отрываются и летят в воздухе, образуя дугу. Никаких фокусов, просто законы физики.
Конечно, бывают и сложные лабораторные со специальным оборудованием и компьютерными программами. Но база – в элементарном. Так что подготовить победителя можно в любой школе.

Олимпиада – это спорт, и конкуренция там высокая. Однако отрадно, что команда области успешно конкурирует с лицеем БГУ. Потому что есть сильные педагоги. И это не только Алексей Ковалевич. Хорошие результаты показывают ученики Ивана Мухина из Гродненской гимназии имени Карского, Александра Головенко из Мостов, в Лиде – Дмитрия Тежика и многих других.
 
DPP_49266.JPG
Наставники

Говоря о своей работе, Алексей Ковалевич отмечает, что он – не лучший кандидат для материала ко Дню учителя. Конечно, он восхищается известными в Беларуси педагогами, в том числе Анатолием Слободянюком и Леонидом Марковичем, которые работают с республиканской командой физиков, однако особые слова признательности в адрес тех, кто каждый день учит физике в школах и гимназиях: «Олимпиады, конечно, это престижно. Но надо понимать, что не менее значима работа всех педагогов». Они также для десятков учеников становятся настоящими наставниками. И это особенно важно – встретить в жизни такого Учителя. У нашего героя был даже не один.

– Моя первая школа в деревне Правые Мосты и мой первый учитель Михаил Иванович Сергей. В гродненской школе-лицее (сейчас Гродненская городская гимназия. – Прим. авт.) – Николай Викторович Матецкий, Александр Михайлович Жарнов. В 10 классе я познакомился с уникальным человеком Валерием Александровичем Лиопо, который действительно увлек меня предметом. Профессор, преподаватель Купаловского университета. Это образец! Его лекции заканчивались аплодисментами, особенно если он выступал в аудитории на свободную тему, открывал конференцию. Я не называю его преподавателем. Всегда говорю «Спасибо, Учитель».

Свою роль в становлении Алексея Ковалевича как специалиста и его решении остаться в профессии сыграли первое рабочее место, коллектив.
 
– Мой первый директор Анна Михайловна Дулуб – моя вторая мама. Полностью меня поддержала. Важна была, конечно, и зарплата. Не из-за алчности или желания обогатиться. Мужчине нужно содержать семью, и жена должна понимать, ради чего я сижу по вечерам с детьми, занимаюсь с ними в выходные, на каникулах. В школе можно зарабатывать, занимаясь любимым делом. Но не все сразу получится. Нужно потратить время.

В канун профессионального праздника копилка наград Алексея Ковалевича пополнится Почетной грамотой Министерства образования. Также среди наград учителя – премия спецфонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, грамота Министерства образования, награды областного уровня. И все же:

– Не для наград – грамот и дипломов – работаешь, хотя очень приятно, когда твой труд оценивают. Но особенно приятно, когда выпускники приходят. Уже студентами или состоявшимися специалистами через несколько лет звонят, поздравляют с праздниками, – рассказывает Алексей Ковалевич. – Бывает, даже спрашивают совета относительно женитьбы. А я всегда говорю: если сделать этот шаг грамотно и осознанно, семья только помогает в жизни. 98 процентов моего успеха – заслуга жены Натальи. Важно, когда супруги смотрят не друг на друга, а в одном направлении. Наталья и наши трое детей – это мой надежный тыл.
 
https://grodnonews.by/